Ford лишился цели







Инокомпания

Инокомпания

Спустя лишь месяц после того, как Ford неожиданно получил прибыль в первом квартале, компания заявила, что не достигнет своей цели по окончательному возвращению к прибыльности в 2009 году. Многолетние усилия компании по реструктуризации свели на нет рост цен на топливо, который привел к резкому падению спроса на «прожорливые» джипы и внедорожники в США, из-за чего Ford в этом году резко сократит объем производства в Америке.


Когда 24 апреля Ford удивил рынок 100 млн. долл. прибыли в первом квартале, аналитики посчитали, что план реструктуризации автопроизводителя, убытки которого за последние два года превысили 15 млрд. долл., начинает приносить свои плоды. А миллиардер Кирк Керкорян начал скупать акции Ford, заявив о том, что верит в успех компании. Тогда же второй по величине американский автопроизводитель подтвердил, что намерен показать прибыль по итогам 2009 года. Однако эти планы были перечеркнуты ростом цен на нефть, из-за чего стоимость бензина в США в начале мая перевалила за 3,5 долл. за галлон (0,92 долл. за литр) и спрос на крупные автомобили резко упал. Например, по данным компании, на пикапы в прошлом году приходилось 14% авторынка в США, а с начала этого года — только 9%.


В результате, по словам гендиректора Ford Алана Мулалли, возвращение к прибыли «займет больше времени, чем предполагалось изначально». Эксперт Global Insight Пол Ньютон считает, что американцы, долгое время заливавшие в бензобаки дешевый из-за низких налогов бензин, начинают выбирать автомобили из соображений экономии. «Даже сейчас топливо в США на две трети дешевле, чем в Британии или континентальной Европе. Однако рост цен на нефть все же заставляет их выбирать те же экономные автомобили, на которых уже давно ездит остальной мир», — отметил он.


При этом в Ford считают изменение спроса структурным и долгосрочным. Во второй половине года компания планирует снизить продажи пикапов и внедорожников на 40%. Уже в нынешнем квартале компания намерена сократить производство автомобилей в США на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 690 тыс. машин. В третьем квартале компания сократит производство на 15-20%, а в четвертом — на 2-8%. Одновременно со снижением производства крупных автомобилей компания намерена увеличить в США продажи более экономичных моделей вроде Focus и Fusion. «Зависимость Ford от пикапов и внедорожников очень высока — это основной источник их прибыли. Они намерены заменить их седанами, но от их продаж они не получат такой высокой прибыли. И те же проблемы ждут других американских производителей», — убежден Пол Ньютон.


Ford пока не сообщает, когда все-таки сможет вернуться к годовой прибыли. Компания намерена заняться анализом изменений на автомобильном рынке и представит свой ответ на них, а также план новых сокращений в июле вместе с результатами за второй квартал. С 2006 года компания сократила порядка 50 тыс. своих сотрудников. Кроме того, Ford продал свои европейские премиум-бренды Aston Martin, Jaguar и Land Rover. Г-н Ньютон не исключает, что пересмотр реструктуризации бизнеса может подтолкнуть Ford к продаже шведской Volvo.





Андрей Котов, РБК daily