СП авто |
Структуру сделки описал гендиректор «Русских машин» Петр Золотарев. Magna выпустит в пользу «Русских машин» 20 млн новых акций (около 16% от нового уставного капитала) на сумму $1,54 млрд. За одну акцию Magna «Русские машины» заплатят $76,83.
В Канаде будет зарегистрирована новая компания, в которую «Русские машины», фонд Стронака — Stronach Trust и несколько менеджеров Magna внесут все имеющиеся у них акции Magna. В этой структуре «Русские машины» и Stronach Trust станут равноправными партнерами с 42%-ными долями, объяснили соуправляющие директора Magna Дон Волкер и Зигфрид Вольф (оставшиеся доли в компании получат менеджеры Magna). И хотя эта новая компания будет владеть примерно 36% акций Magna, на деле вместе со Стронаком «Русские машины» будут контролировать Magna.
Представители Стронака и Дерипаски получат равное представительство в совете директоров Magna. Также они должны будут выдвинуть в него шесть членов, четверо из которых должны быть независимыми. А вот менеджмент Magna останется прежним, уверяет Золотарев: он отлично справляется со всеми задачами.
Совет директоров Magna уже утвердил эту сделку. Теперь дело за регулирующими органами Канады и миноритариями Magna: «за» должны проголосовать более половины, объясняет Золотарев.
Если все пройдет гладко, поддержку в финансировании сделки «Русским машинам» может оказать акционер — «Базовый элемент», также компания планирует взять кредит в банках, продолжает он. В пресс-службе «Базэла» от комментариев отказались. Аналитик ИК «Капитал» Михаил Пак подсчитал, что «Базэлу» по силам даже не одна такая сделка. Только в виде дивидендов «Русала», по его мнению, «Базэл» по итогам
Новый партнер
Стронак и Дерипаска познакомились несколько лет назад на европейских форумах, а в мае прошлого года их компании Magna и «Русские машины» начали обсуждать возможные варианты сотрудничества, рассказал Золотарев. В ноябре прошлого года группа «ГАЗ» и Magna подписали соглашение о стратегическом партнерстве, которое предусматривает создание нескольких СП по производству пластика и штамповки. «Уже после этого мы решили двигаться дальше», — вспоминает Золотарев.
На российский рынок Magna начала рваться в прошлом году. Кроме соглашения с ГАЗом в декабре прошлого года канадцы подписали соглашение с подконтрольным ФГУП «Рособоронэкспорт» «АвтоВАЗом» на разработку новой модели Lada и организацию ее производства. Переговоры идут нелегко: перед разработчиком машин BMW и Audi поставлена задача создать автомобиль за $10-12 тыс.
Русско-канадская дружба
У «Русских машин» впечатляющая мотивация стать совладельцем Magna: по словам Золотарева, холдинг Дерипаски взял на себя «миссию по развитию российского автомобилестроения и интеграции его в мировой рынок». А это невозможно без международного стратегического партнера, на роль которого идеально подходит Magna. Золотарев даже допускает, что сотрудничество «Русских машин» и Mаgna выльется в совместную разработку дешевых автомобилей для развивающихся рынков. Он подчеркивает, что в проект Mаgna и «АвтоВАЗа» «Русские машины» вмешиваться не будут. «Это совершенно разные проекты. Мы вообще вряд ли должны быть больше информированы о ходе их переговоров, чем общественность», — уверяет Золотарев. В любом случае для «Русских машин» покупка доли в Magna станет крупнейшей в истории холдинга Дерипаски сделкой. «Это очень хорошая новость для всего российского авторынка, — уверен и руководитель Роспрома, председатель комитета по стратегии «АвтоВАЗа» Борис Алешин. — Magna и «Русские машины» будут обеспечивать его качественными автокомпонентами и новыми технологиями».
Не хватает на Chrysler?
Стронак через пресс-службу Magna заявил, что альянс с Дерипаской ему нужен именно для того, чтобы расширить присутствие его компании в России и на близлежащих рынках. Российский рынок в
Как пояснили в «Русских машинах» (в них входит группа), Magna отвечает двум основным критериям, которыми холдинг руководствовался при выборе партнера. Она, по словам представителей холдинга, обладает компетенцией по разработке и инжинирингу автомобилей и автокомпонентов и заинтересована в развитии российских автопроизводителей — «в отличие от западных автоконцернов, специализирующихся на конечной сборке машин, открывающих свои производства в РФ и наращивающих импорт автомобилей». «Мы предложили Magna партнерство в освоении авторынка РФ, оборот которого в 2006 году составил $24 млрд»,- говорит Александр Филатов. Группа ГАЗ уже создала с Magna в ноябре 2006 года ряд СП по выпуску автокомпонентов. Теперь, по словам господина Филатова, партнеры намерены «разработать стратегию агрессивной экспансии в России». Глава совета директоров Magna Фрэнк Стронак, со своей стороны, отметил: «Предлагаемый альянс с «Базэлом» и… Олегом Дерипаской является великолепной возможностью для Magna. Наше партнерство заметно ускорит рост Magna в России и соседних странах».
Речь идет прежде всего об инжиниринге и выпуске автокомпонентов и получении заказов на разработку новых автомобилей. В «Русских машинах» считают вполне возможными сделки Magna по слиянию и поглощению российских производителей компонентов. Александр Филатов также отметил, что «Русские машины» «приветствуют сотрудничество Magna с АвтоВАЗом» (канадцы разрабатывают для крупнейшего в России автозавода новую автомобильную платформу класса C). Напомним, что недавно Олег Дерипаска уже проводил переговоры о возможном сотрудничестве с главой совета директоров АвтоВАЗа, гендиректором ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергеем Чемезовым. Как говорил сам господин Чемезов, пока стороны «не нашли точек соприкосновения». После получения «Русскими машинами» доли в Magna ситуация может измениться. Александр Филатов не исключил, что «Русские машины» могут стать совладельцем АвтоВАЗа — если «будет принято решение о развитии сегмента легковых автомобилей». «Возможный трехсторонний альянс группы ГАЗ, АвтоВАЗа и Magna вызывает меньше вопросов, чем предполагаемое объединение только ГАЗа и АвтоВАЗа»,- отмечает глава подразделения Ernst & Young по оказанию услуг предприятиям автопрома Иван Бончев.
Однако отраслевые эксперты считают более серьезными другие последствия сделки «Русских машин» и Magna. Аналитик канадской инвесткомпании Jennings Capital Рич Морроу отмечает, что Magna может использовать средства от сделки с «Русскими машинами» для финансирования покупки Chrysler, убыточного американского подразделения немецкого автоконцерна DaimlerChrysler. Оно было выставлено на торги в феврале, одним из претендентов является знаменитый американский миллиардер Кирк Керкорян, предложивший заплатить $4,5 млрд. Magna сообщила о желании купить Chrysler 13 апреля, то есть в разгар переговоров с Олегом Дерипаской.
Об интересе к Chrysler группы ГАЗ ранее упоминали западная пресса и знакомые с ситуацией источники, но официального подтверждения эта информация не находила. «Могу предположить, что сделка Magna и «Русских машин» связана с Chrysler»,- говорит Рич Морроу. «Это может помочь Magna в финансировании сделки»,- соглашается Иван Бончев. В Magna пока две сделки увязать не готовы. В компании говорят, что «пока еще рано говорить», как «Русские машины» смогут принять участие в возможной покупке доли в Chrysler. Хотя Олег Дерипаска в совместном заявлении Magna и «Русских машин» намекнул, что сделка позволит «Базэлу» «достичь целей в международном масштабе».
Кто контролирует MAGNA
Пакет Стронака (вместе с менеджерами — около 16%) состоит в основном из акций класса В (он контролирует 65% этих бумаг). В отличие от акций класса А одна акция класса В дает ее владельцу не один голос, а 500. Так что даже с маленьким пакетом Стронак сейчас имеет около 72% голосов. После сделки в «Русскими машинами» Стронак сделает оферту на выкуп не принадлежащих ему акций класса В с рынка, при этом количество голосов по одной акции будет снижено до 300.
Magna International — один из крупнейших в мире производителей автокомпонентов. В 23 странах действует 235 заводов и 62 инжиниринговых центра. На предприятиях занято около 83 тыс сотрудников компании. Выручка в
Дмитрий Беликов, Евгений Хвостик, Коммерсантъ