СП авто |
Практически все мировые производители автомобилей намерены организовать в России местную сборку. Уже работают завод Renault «Автофрамос» и производство Ford во Всеволожске. Снять сливки с быстрорастущего российского рынка и организовать производство намерены General Motors, Great Wall, Mitsubishi, Peugeot-Citroen и Suzuki. Уже в стадии строительства находятся заводы Toyota в Санкт-Петербурге и Volkswagen в Калуге, планируется закладка завода Nissan.
Автомобильные кластеры
Для сборки качественных автомобилей необходимы высокого уровня комплектующие. Поэтому мировые автомобильные концерны сами подтягивают в Россию компонентщиков, с которыми сотрудничают на европейских рынках. Именно так поступил Volkswagen, зарезервировав земельный участок не только под свое производство, но и для локализации производства комплектующих. Из
Выгодное партнерство
Многие компании охотно идут на создание СП с российскими производителями. Это ускоряет процесс вхождения на новый рынок. По словам управляющего директора Stadco Эндрю Морриса, новые поставщики первого уровня серьезно выигрывают от сотрудничества с российскими производителями оборудования. Stadco создает с «Северсталь-авто» СП по организации нового прессованного и сварочного производства в Татарии. Stadco нужна поддержка местной компании, «Северсталь-авто» нужен эксперт в сварочных работах, поясняет причины российско-английского партнерства Эндрю Моррис. В планах компании создание крупной штамповки вблизи российских и международных производителей оборудования, а также модернизация прессованного производства на УАЗе и обеспечение мелкой штамповкой других компаний. Производитель также рассматривает возможность создания консорциума в Новгороде с двумя другими компаниями (производители сборочных деталей и сидений Benteler Automobiltechnik и Johnson Controls), говорит источник на предприятии. Новгородская площадка интересна компаниям своим удобным географическим расположением — в непосредственной близости от потенциальных клиентов, заявляет Халиль Шехмаметьев.
Игра на выживание
Интеграция в мировой автопром требует от российских компаний соответствия мировым критериям качества продукции, иначе из более чем 2 тыс. российских поставщиков выживут единицы. Чтобы стать поставщиком для мировых автоконцернов, надо иметь соответствующие технологии и качество продукции.
Наиболее сильные видят выход в создании совместных предприятий с западными компаниями, что открывает не только доступ к мировым технологиям и производственным ноу-хау, но и повышает шанс попасть в поставщики мировых автоконцернов. Именно на партнерство с иностранными производителями компонентов будут направлены усилия ГК СОК. Кроме того, компания ведет работы по сертификации производств на соответствие индивидуальным стандартам своих потребителей, например на соответствие стандарту качества Ford Q1. Компоненты группы СОК вошли в потенциальный список поставщиков для калужского завода Volkswagen. Группа ГАЗ, выделяющая в структуре отдельный дивизион по автокомпонентам, уже подписала меморандум с Magna о создании трех СП в Нижнем Новгороде, которые будут направлены на подготовку к производству ГАЗом автомобилей на платформе Chrysler Sebring. СП с зарубежными компаниями создали также ЗАО «Техно-пласт» с французской Faurecia, Завод автокомпонентов — с испанской Ficosa International, «Северсталь-авто» — с итальянской Fiat Power-train Technologies.
«Наличие сильного партнера для российских игроков — наиболее быстрый и безопасный способ встать в ряд современных производителей автокомпонентов», — резюмирует исполнительный директор Национальной ассоциации производителей автокомпонентов Михаил Блохин. Иначе российские производители автокомпонентов могут остаться не только без новых западных, но и российских клиентов. АвтоВАЗ начинает ужесточать требования к собственным поставщикам компонентов. Компания также планирует привлекать поставщиков к разработке комплектующих, при выборе ориентируясь на заводы, освоившие технологии мировых производителей либо создающие СП с привлечением иностранного партнера, имеющего опыт работы с лучшими мировыми компаниями.
Ольга Самофалова, Business & Financial Markets