Китайская сборка







СП авто

СП авто

Производство китайских автомобилей в России к 2010 году может увеличиться почти в 30 раз по сравнению с уровнем 2006-го.


Импортер N1


В первом полугодии 2007 года Россия заняла первое место в мире по импорту китайских автомобилей: за шесть месяцев россияне купили 38,6 тыс. китайских машин. Для сравнения: в Казахстан, занимающий второе место, было продано только 6,4 тыс. машин.


По итогам 2007 года китайский автомобильный рынок по объемам продаж занял второе место в мире после США, обогнав Японию и все европейские страны. Это было достигнуто в первую очередь за счет продаж автомобилей местного производства. Однако наладить массовый экспорт китайским автопроизводителям пока не удается: на крупнейшие рынки США и Западной Европы китайские машины не пускают из-за несоответствия экологическим нормам и уровню безопасности. В том, что Россия является рынком номер один для китайских машин, нет ничего удивительного, говорят аналитики. Российский рынок демонстрирует высокие темпы роста, а сертифицировать автомобиль в России проще, чем в Европе или США, считает аналитик «Тройки Диалог» Геннадий Суханов. Кроме того, в России китайским автомобилям обеспечен высокий спрос благодаря их низкой цене, отмечает аналитик ИГ «Капиталъ» Михаил Пак.


Первыми в Россию пришли китайские производители внедорожников и пикапов, лидером по продажам которых стала компания Great Wall. Китайская техника оказалась дешевле не только японских и европейских аналогов, но и некоторых российских внедорожников. По итогам 2006-го Great Wall стала лидером в сегменте пикапов, однако эта рыночная ниша невелика и Great Wall так и не смогла стать по-настоящему массовой машиной.


Значительный взлет продаж китайских машин начался в 2006 году, после того как в России стали продаваться компактные легковые автомобили, стоимость которых сопоставима с ценами на автомобили «Лада». Сейчас массовой китайской маркой в России является Chery — за семь месяцев было продано 22 тыс. машин, что в десять раз превышает прошлогодние показатели. Вслед за Chery российский рынок начали покорять китайские автопроизводители Geely, FAW, Lifan, BYD и Brilliance Auto, которые представили российским покупателям альтернативу автомобилям «Лада». Пока доля китайских машин не превышает 2% рынка, но в будущем она может значительно увеличиться. «Китайским компаниям необходимо развивать сервисное и гарантийное обслуживание»,- считает Суханов, отмечая, что российские покупатели пока не доверяют качеству китайских автомобилей. По мнению Ильи Фролова, аналитика Rye, Man&Gor Securities, в перспективе китайские автопроизводители могут занять 10-15% российского рынка. Михаил Пак дает более сдержанный прогноз — около 5-7%.


Сборка на месте


Практически сразу после начала поставок в Россию китайские автопроизводители стали говорить о планах по организации местного производства. Выпускать автомобили в России всегда выгоднее, чем привозить их из Китая, говорит Михаил Пак. Во-первых, это позволяет снизить логистические затраты. Во-вторых, пошлины на ввоз комплектующих ниже, чем на готовые автомобили. В-третьих, при организации производства в России компания может получить статус промышленной сборки, позволяющий ввозить комплектующие с нулевой или минимальной пошлиной, отмечает эксперт.


Первой о намерении построить предприятие в России заявила еще в 2005 году Great Wall, планировавшая начать производство мощностью 75 тыс. машин уже в 2006-м. Однако строительство так и не началось, поскольку компания до сих пор не может подписать с российским правительством соглашение о промсборке. По официальной версии, проект, представленный китайцами российским чиновникам, требует доработки.


Тем не менее, китайские автопроизводители не отказываются от планов производства в России. В 2006 году на калининградском заводе «Автотор» началась сборка автомобилей Chery, в мае 2007-го завод «Автомобили и моторы Урала» начал сборку внедорожников ZX и легковых автомобилей Geely, а в августе в Черкесске на заводе Derways стартовал выпуск китайских седанов Lifan.


Все эти проекты претендуют на получение статуса промсборки, однако пока российские чиновники не спешат поддерживать китайский автопром. Из всех предприятий, выпускающих китайские машины в России, льготами пользуется только «Автотор», расположенный в особой экономической зоне в Калининграде. В июле большинство российских автопроизводителей направили в правительство письмо с требованием лишить «Автотор» льгот. По мнению Пака, правительство охотно дает льготы японским и европейским производителям, потому что их автомобили дороже продукции АвтоВАЗа и не представляют угрозы для Волжского автозавода. Китайские автомобили по стоимости сопоставимы с «Ладой», и их сборка для государства, которое фактически владеет АвтоВАЗом, нежелательна.


Машин будет в 30 раз больше


По оценкам аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, к 2010 году производство иномарок в России увеличится в пять раз по сравнению с уровнем 2006-го. Выпуск китайских автомобилей в России за тот же период может вырасти в 30 раз и превысить 450 тыс. в год. Правда, такая оценка основана на планах китайских автопроизводителей, которые могут быть пересмотрены, если правительство по-прежнему не будет предоставлять им таможенные льготы. Однако даже отсутствие льгот не заставит китайские компании отказаться от производства автомобилей в России. «Местная сборка в любом случае дешевле импорта, даже если китайские компании не получат статуса промсборки»,- считает Михаил Пак. Илья Фролов, впрочем, отмечает, что зарплаты рабочих в России выше, чем в Китае, и выгода от сборки автомобилей будет не столь велика. Тем не менее, отсутствие льгот не помешало сборке Geely, ZX и Lifan. В 2008 году в России планирует начать производство старейший китайский автопроизводитель — FAW. Представители этой компании уже заявили, что работа начнется независимо от того, получат они льготы или нет.


«Для китайских автопроизводителей выгода от промсборки вообще неочевидна»,- говорит один из участников рынка. По его словам, соглашение о промсборке предусматривает организацию в России сварки и окраски кузовов — выполнение этих операций в Китае обходится значительно дешевле. Кроме того, требуется переход на российские комплектующие, которые дороже китайских. «В России рабочий на автосборочном заводе получает $700 в месяц и при этом участвует в забастовках. В Китае такой же рабочий имеет $100-120, а за воротами заводов стоят очереди из желающих получить его место»,- добавляет собеседник B&FM.


Аналитики считают, что экспансия китайских автопроизводителей на российский рынок действительно представляет угрозу АвтоВАЗу. Китайские автомобили не дороже автомобилей «Лада», и покупатели уже сейчас делают выбор в их пользу, говорит Илья Фролов. По мнению Геннадия Суханова, китайские автопроизводители представляют потенциальную угрозу не только для российского, но и для всего мирового автопрома. Правда, для этого китайским компаниям необходимо улучшить качество своих машин, сохранив преимущество в цене, считает эксперт.


Мнение. Каковы перспективы китайских автомобилей на российском рынке


Владимир Франке, генеральный директор группы компаний «Инком-авто», дистрибутора автомобилей Geely:


Перспективы китайских автомобилей в России я расцениваю как очень хорошие. Это подтверждается уже на первом этапе продаж марок Geely и ZX в России. За неполных три месяца продано более 1000 машин. Покупатель по достоинству оценил качество, невысокую стоимость и хороший уровень оснащения автомобилей. Говоря о рынке в целом, думаю, что доля китайских автомобилей составит до 30% в ближайшие пять лет. С каждым годом качество и ассортимент моделей из Китая будет расти. При этом автопроизводители стремятся налаживать производство в России. На то есть много причин. Во-первых, оно будет способствовать снижению стоимости готовых автомобилей. Во-вторых, создаст новые рабочие места, позволит скорее обновлять модельный ряд. Наконец, дополнительным фактором является вопрос стабильности бизнеса. Завод в России — залог долгосрочного и перспективного партнерства. На этом этапе мы не испытываем серьезных сложностей в продвижении китайских брэндов на российском рынке. Препятствия носят технический характер и не влияют на результат.


Алексей Кардашев, генеральный директор компании BETA, дистрибутора автомобилей FAW:


На мой взгляд, в ближайшее время российский потребитель переоценит китайские брэнды исходя из качества производимой продукции. Из общей массы выделятся два-три качественных брэнда, имеющих хорошо организованные сбытовую и обслуживающую сети, а также хорошее качество при сравнительно невысоких ценах. Эти брэнды имеют очень хорошие шансы на долю в автомобильном рынке России. Китайские автопроизводители в перспективе займут 25-30%. Интерес китайских компаний к производству автомобилей в России связан, прежде всего с желанием уменьшить таможенную пошлину и улучшить логистику доставки. Именно логистика, по моему мнению, является одной из самых больших сложностей на пути китайских автомобилей в Россию, так как пропускная способность железной дороги крайне невелика.





Сергей Иванов, Business&Financial Markets