СП авто |
Профсоюзы российских автозаводов объединились в борьбе за рост зарплат. Движение, вспыхнувшее на всеволожском заводе Ford и недавно захватившее «АвтоВАЗ», докатилось до «GM-АвтоВАЗа» и «Автофрамоса». Работники «GM-АвтоВАЗа» потребуют повышения зарплаты на 86%.
В Москве состоялся совет Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА), рассказал глава профсоюза Ford Алексей Этманов. Эта организация учреждена в
Поводом для собрания МПРА послужили события на «АвтоВАЗе», следует из пресс-релиза МПРА. Профсоюз «Единство» в июле месяце потребовал от администрации «АвтоВАЗа» повышения средней ежемесячной зарплаты до 25000 руб. По данным «АвтоВАЗа», она составляет 14500 руб. А 1 августа от 150 до 600 работников предприятия на несколько часов приостановили работу, что стоило «АвтоВАЗу» 300 несобранных машин. Никакого результата они не добились.
Теперь лидер «Единства» Петр Золотарев ждет, что активисты МПРА напишут письма в Госдуму, в правительство, будут обсуждать проблему с администрациями своих предприятий. Профсоюз Ford начал очередные переговоры с администрацией завода о повышении зарплаты 27 августа, рассказал Этманов. Минимальный оклад на предприятии, по его данным, — 16000 руб., максимальный — 28000 руб.
Председатель профсоюза «Автофрамоса» Иван Киселев называет нынешнюю зарплату на заводе в 13000-16000 руб. «беспощадно низкой», но величину требований не огласил. Глава профсоюза «GM-АвтоВАЗа» Андрей Ляпин рассказал, что его организация потребует от администрации завода повышения минимальной зарплаты с нынешних 7000 до 13000 руб. И только глава профсоюза «Нокиан Тайерс» Михаил Дерябин заявил, что нынешняя средняя зарплата в 20000 руб. устраивает профсоюз.
Представитель «АвтоВАЗа» Иван Скрыльник говорит, что завод поднял зарплату с начала года на 9,8%. Автоконцерн соблюдает коллективный договор, подписанный с профсоюзом «Автосельмашхолдинг», объединяющим большинство работников «АвтоВАЗа». Представитель Renault (владеет «Автофрамосом») Ольга Сергеева сообщила, что ее компания готова разговаривать с профсоюзом. Она напоминает, что на «Автофрамосе» принято 10 уровней квалификации сотрудников. Средний месячный доход по всем этим уровням составляет 20000 руб., и еще есть премии.
До сих пор несколько предприятий одной отрасли разом не требовали пересмотра зарплаты.
Организовать настоящую отраслевую стачку в России трудно, считает председатель объединения профсоюзов России «Соцпроф» Сергей Храмов, у всех заводов разные экономические условия, а у рабочих — условия труда.
Успешный опыт забастовок в автопроме есть лишь у профсоюза Ford, который, как считает управляющий директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин, и спровоцировал всплеск рабочего движения в автопроме. Требуя 30%-ного повышения зарплат, осенью
Управляющий директор AG Capital Александр Агибалов сомневается, что акция МПРА будет многочисленной: профсоюз «Автофрамоса» объединяет 1% работников завода, «Единство», по его собственным данным, — 2000 человек из 111000, числящихся на «АвтоВАЗе».
Юлия Федоринова, Надежда Зайцева, Глеб Столяров, Ведомости