«Автотор» раздвигает государственные границы







СП авто

СП авто

Калининградский «Автотор» сумел добиться отсрочки введения ограничений «отверточной» сборки автомобилей на своих мощностях. Более того, заводу могут разрешить собирать таким способом не 10 тыс. машин в год, а 25 тыс.


Несколько автопроизводителей и федеральных чиновников рассказали, что подписание постановления правительства о сокращении «отверточной» сборки автомобилей на «Автоторе» затягивается. По словам собеседников, в январе Минпромэнерго и Минэкономразвития внесли в аппарат правительства согласованный проект постановления, который ограничивал «отверточную» сборку на «Автоторе» объемом 10 тыс. машин в год, однако в конце февраля документ вернулся в Минпромэнерго с предложением аппарата увеличить квоту до 25 тыс. Они отмечают лишь, что документ вернулся на доработку после встреч представителей «Автотора» с чиновниками правительства, а также писем губернатора Калининградской области Георгия Бооса в адрес главы Минпромэнерго Виктора Христенко. Министерства должны проработать вопрос увеличения квоты. На «Автоторе» заявили, что «работа по проекту постановления пока продолжается», а в министерствах от комментариев отказались.


Таким образом, госорганы не успевают перевести «Автотор» на новый режим работы с 1 апреля, как они хотели осенью 2007 года. Чтобы ввести ограничения с начала апреля, правительство должно было подписать и опубликовать соответствующее постановление.


Деятельность «Автотора» регулируется постановлением правительства, потому что завод является резидентом особой экономической зоны (ОЭЗ) Калининградской области. Это дает ему право беспошлинного импорта автокомпонентов для сборки автомобилей. Однако в ОЭЗ не могут ввозиться беспошлинно товары, которые используются в так называемых простых сборочных операциях. Их перечень утверждается постановлением правительства. Минэкономразвития и Минпромэнерго предлагали правительству признать простой сборочной операцией «отверточную» сборку автомобилей на «Автоторе», если ее объем превышает 10 тыс. машин в год. «Автотор» в 2007 году собрал 100 тыс. машин Chevrolet, Kia, Chery, Yuejin, BMW, Cadillac и Hummer, все методом «отверточной» сборки. Соответственно, заводу предлагалось создать мощности для сварки и окраски кузовов этих машин, за исключением 10 тыс. штук, на его выбор.


Когда Минэкономразвития и Минпромэнерго в декабре 2007 года согласовали квоту в 10 тыс. машин, эксперты называли этот вариант приемлемым для «Автотора». Квота позволяла заводу сохранить «отверточную» сборку дорогостоящих премиальных брендов — BMW, Hummer и Cadillac. Объем их производства не выходит за рамки квоты (в 2007 году не превысил 7 тыс.), а эксперты неоднократно говорили, что варить и красить кузов автомобиля со столь малыми объемами выпуска нерентабельно.


Однако на самом «Автоторе» поясняли, что квоты в 10 тыс. машин недостаточно. На заводе отмечали, что собирают малыми партиями не только премиальные, но и другие бренды, в частности корейскую Kia и китайскую Yuejin. «Автотор» всегда подчеркивал, что может создать мощности по сварке и окраске только для массовых марок: китайской Chery и «бюджетных» моделей корейской GM DAT, совокупный объем выпуска которых в 2007 году превысил 60 тыс. штук. Чтобы собирать эти автомобили по полному циклу, «Автотор» построил новый комплекс, рассчитанный на сварку и окраску до 50 тыс. кузовов ежегодно.


Управляющий директор AG Capital Александр Агибалов считает, что увеличение квоты до 25 тыс. машин позволит «Автотору» сохранить на своих мощностях «отверточную» сборку Kia. Эксперт отмечает, что завод долгое время конфликтовал за право выпускать Kia с группой СОК и сейчас собирает одну из последних моделей корейского автоконцерна — C»eed. С господином Агибаловым согласен аналитик ИФД «Капиталъ» Михаил Пак, по мнению которого сохранение сборки Kia на «Автоторе» важно не только заводу, но и самому автоконцерну. Господин Пак полагает, что сейчас есть риск остановки сборки Kia на «Ижавто», заводе группе СОК, который может быть продан АвтоВАЗу. Если сборка Kia будет остановлена и на «Автоторе», корейский концерн останется без производства в России.





Дмитрий Беликов, Коммерсантъ