СП авто |
Владельцы «ТагАЗа» намерены застраховать себя от возможного дефицита машинокомплектов для моделей Hyundai, которые собирает завод. Компания «Донинвест», основной акционер таганрогского предприятия, договорилась о создании досборочного производства в Корее. За счет новых мощностей, которые должны быть запущены до конца будущего года, «ТагАЗ» рассчитывает удвоить выпуск своих иномарок.
Сейчас с таганрогских конвейеров ежегодно сходит около 80 тыс. авто. В основном это разработки Hyundai — Accent, Sonata, Santa Fe, Elantra и Porter. Первенство по продажам держит Accent. В прошлом году «ТагАЗ» продал более 53 тыс. машин этой модели. Однако еще три года назад завод выпускал всего 33 тыс. автомобилей. Мощности компании позволяли существенно нарастить производство, но развитие сдерживали перебои с поставками комплектующих. Постоянные забастовки на корейских заводах Hyundai приводили к ежедневной потере 11 600 автомобилей. Для импортеров деталей блокада производства означала остановку конвейеров на неопределенный срок. Хотя сейчас активность корейских профсоюзов сведена к минимуму, риск снижения производства на «ТагАЗе» остается, поэтому идея создания собственного завода вполне логична. По мнению экспертов, потенциал для роста продаж у «ТагАЗа» существует. Спрос на тот же Accent в России в 1,5 раза превышает предложение. Строительство дополнительных сборочных линий не должно серьезно ударить по бюджету таганрогского завода. Затраты на досборочный проект и необходимую ему коммерческую и транспортную инфраструктуру, по оценке Наиля Мингалиева из дилерской компании «Вип-авто», не превысят $100 млн.
При этом не стоит забывать, что штат сотрудников корейского завода «ТагАЗа», скорее всего, укомплектуют местными специалистами, большинство которых состоит в профсоюзе. Таким образом, даже при наличии собственной сборки за рубежом, таганрогское предприятие по-прежнему рискует столкнуться с дефицитом во время забастовок. Кроме того, как отмечает Алексей Макаркин из Центра политтехнологий, парк иномарок в России уже перешагнул отметку в 10 млн. авто. Эксперты уже высказывают мнение, что в ближайшие год-два число иномарок превысит количество отечественных моделей. Увеличение продаж у прямого конкурента вряд ли понравится отечественным частным и государственным бизнесменам. Помимо «АвтоВАЗа», за которым стоит правительство, сопротивление планам «ТагАЗа» могут оказать структуры Олега Дерипаски, которые за счет новой модели ГАЗа — Volga Siber — намерены вернуть нижегородскому заводу славу ведущего производителя автомобилей в нашей стране.
Сохранить гандикап перед таганрогской компанией «АвтоВАЗ» способен лишь за счет поглощения других частных автозаводов. Волжский концерн уже заявлял об интересе к «Ижмашу» (модели «Иж» и «ВАЗ») и «Автотору» (Volkswagen, KIA, BMW). Впрочем, государственной компании на эти сделки потребуются дополнительные средства, привлечь которые самостоятельно структуры Сергея Чемезова далеко не всегда в состоянии. Вполне возможно, что в ближайшее время «АвтоВАЗ» обратится к правительству с очередной просьбой о преференциях для своего совместного предприятия с французской Renault.
Николай Макеев, Компания