Покупка убыточного американского подразделения








Авторынок

Авторынок
Единственным претендентом на покупку убыточного американского подразделения немецко-американского автомобильного концерна DaimlerChrysler осталась канадская компания Magna International. Сумма сделки составит $4,5 млрд. Она будет завершена в ближайшие два месяца.


О решении продать убыточный Chrysler топ-менеджмент DaimlerChrysler AG официально объявил в середине февраля. Назревало решение долго — целых пять лет. После объединения в 1998 году концерн стал пятым по величине автопроизводителем в мире. Но уже в 2001-м компания понесла первые существенные убытки в $5,6 млрд главным образом из-за американского Chrysler. Дело в том, что 90% продаж Chrysler приходится на Северную Америку, где из-за постоянного роста цен на бензин неуклонно падал спрос на основную продукцию компании — траки и минивэны. В 2006 году американские покупатели отдали предпочтение малолитражкам, после чего продажи Chrysler затормозились окончательно, а убытки составили около $1,5 млрд. Только благодаря бойким продажам Mercedes концерн закончил 2006 год с прибылью в $7,3 млрд.


Поначалу приговоренный к продаже актив собрал целый пул покупателей. Среди первых соискателей значилась General Motors. Позже, правда, компания сошла с дистанции, решив сначала разобраться со своими собственными проблемами. Дело в том, что GM тоже работает в убыток. Обороты компании за девять месяцев 2006 года составили $155,46 млрд, чистый убыток — $3,05 млрд. И если в рамках выхода из кризиса GM планирует закрыть 5 из 31 завода в США, то покупка Chrysler привела бы к остановке еще 13 предприятий.


Среди других претендентов назывались Nissan-Renault и даже российская группа «ГАЗ», подконтрольная Олегу Дерипаске. Правда, слухи об интересе последнего к Chrysler были незамедлительно дезавуированы представителями компании как абсолютно несостоятельные. По данным председателя совета директоров ОАО ГАЗ Петра Золотарева, озвученным в январе, объем капитализации группы ГАЗ в настоящее время составляет $2 млрд. Убыточный и потерявший в весе Chrysler стоит все равно дороже. Если в 1998 году Daimler заплатил за него $38 млрд, то сегодня аналитики оценивают компанию примерно в $5-7 млрд.


Примерно такую сумму готовы выложить за Chrysler еще несколько претендентов, а именно частные инвестиционные компании Cerberus Capital Management, Blackstone Group, канадская Magna International и инвестфонд Tracinda Corp., принадлежащий миллиардеру Кирку Керкоряну. Последний предложил за Chrysler $4,5 млрд. Такую же сумму предлагает и Magna. Правда, немецкое издание Automobilwoche утверждает, что участие всех претендентов, кроме Magna, является тактическим ходом и в действительности на актив претендуют только канадцы.


Как бы там ни было, многое прояснится на годовом собрании акционеров Magna International Inc., которое состоялось в мае. Скорее всего, помимо финансовых результатов прошлого года акционеры обсудили также покупку Chrysler и создание с АвтоВАЗом СП по производству новой модели легкового автомобиля.


Владимир Степанов, Газета