Авторынок |
Американские автопроизводители вынуждены пересмотреть планы производства машин в этом году из-за падения продаж в США. По данным исследовательской компании Autodata Corp., в феврале продажи автомобилей на американском рынке снизились на 6,3%.
Американцы все менее активно покупают новые автомобили: в феврале общий объем продаж в этом секторе снизился до 1,18 млн. штук. Снижение продаж автомобилей вызвано, прежде всего, ослаблением экономики США и плохой ситуацией на кредитном рынке. Основными причинами сокращения спроса эксперты называют рост цен на бензин и замедление темпов роста экономики США в целом. Как сообщает Bloomberg, продажи автомобилей в США в 2008 году опустятся до 15,5 млн. штук, что станет самым низким результатом с 1998 года.
По итогам прошлого месяца наибольшие потери понесла «детройтская тройка» ведущих производителей: General Motors Corp (GM), Ford Motor Co и Chrysler LLC. Объем продаж легковых автомобилей Chrysler упал на 14%, General Motors — на 12,9% (до 270 тысяч машин), Ford — на 6,6%(до 196 тысяч машин), Chrysler — на 14% (до 150 тысяч машин). А у локомотива рынка — японской Toyota, которая в прошлом году обогнала Ford по продажам в США, — на 2,8% (до 182 тысяч машин).
Из-за этого такие гиганты, как GM, Ford и Chrysler, чтобы сократить убытки, вынуждены снижать производство машин. Они уже сделали это в первом квартале 2008 года, и останавливаться, не намерены. В частности, Ford сообщил, что во втором квартале снизит производство автомобилей на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, General Motors — на 5,2%. Сокращение производства, прежде всего, ударит по этим двум производителям: компании и так вынуждены проводить реструктуризацию и выходить на прибыль. Вице-президент GM Боб Лутц охарактеризовал ситуацию на автомобильном рынке США как очень разочаровывающую, пишет The Wall Street Journal.
Плохие продажи в США в прошлом году позволили Toyota впервые за 75 лет обогнать GM по мировым продажам. По всей видимости, японская компания останется лидером и в нынешнем году: GM, чтобы получить хоть какую-то прибыль, вынуждена на время ослабить свои позиции в мировой гонке продаж автомобилей.
По словам эксперта Лондонской школы экономики и Манчестерской школы бизнеса Тома Киршмайера, падение продаж американских автомобильных гигантов закономерно. «С одной стороны, высокие цены на топливо толкают людей к приобретению небольших автомобилей, — сказал эксперт, — с другой — сказывается близость экономики США к рецессии». Аналитик не удивлен, что GM и Ford сокращают производственные планы.
Рядовых американцев отпугивает дороговизна топлива. В среднем цены на бензин в США в феврале выросли на 5,9%, до 3,17 долл. за галлон. С учетом того, что мировые цены на нефть ставят все новые рекорды, уверенно перевалив за отметку в 100 долл., дальнейшее подорожание горючего в США вполне вероятно. «Потребители понимают, что в условиях кредитного кризиса на рынке жилья покупка дорогих товаров — не самый лучший способ вложения, — сказал эксперт Института транспорта при Мичиганском университете Брюс Белзовски. — Они сейчас могут обратить внимание на рынок подержанных машин».
Вместе с тем руководители компаний США настроены оптимистично, ожидая улучшение ситуации с продажами уже во второй половине 2008 года. Правда, они вынуждены признать, что нынешний кризис ударяет в первую очередь по американским производителям, нежели по их зарубежным конкурентам. Президент Chrysler Джим Пресс заявил, что «детройтской тройке» не удастся помешать иностранным компаниям занять более половины автомобильного рынка в стране.
Многие из японских и европейских производителей действительно пока чувствуют себя достаточно уверенно в условиях американских экономических неурядиц: по итогам февраля Honda показала здесь рост продаж на 4,9%, Nissan — на 1,2%, Mercedes-Benz — на 7,3%, Volkswagen — на 1,2%. Однако падение спроса на автомобили в США все же неизбежно затронет и зарубежные корпорации, уверены эксперты. Toyota Motor в феврале уже неприятно удивила, показав снижение продаж на 2,8%, хотя аналитики ожидали ее дальнейшую экспансию на американском рынке.
По мнению г-на Киршмайера, с серьезными проблемами в США в ближайшее время столкнутся и европейские автомобильные компании. Для европейцев угрозу представляет продолжающееся снижение курса доллара по отношении к евро, что делает их продукцию менее конкурентоспособной.
Владимир Павлов, РБК daily