Авторынок |
Российский автодилерский холдинг «Фаворит Моторс» и японская инвесткомпания M&A Consulting (известна также как Murakami Fund по имени основателя Есиаки Мураками) 16 июля объявила о создании совместного предприятия Yoshida Сorp., которое запустит одноименный автомобильный интернет-аукцион — аналог мировых торговых систем подержанными автомобилями Manheim, Copart и IAAI.
О совместном предприятии ОАО «Фаворит Моторс» с японцами рассказал топ-менеджер федерального автодилерского холдинга. Владелец «Фаворит Моторс» Владимир Попов подтвердил, что в создаваемой Yoshida Сorp. автодилеру будет принадлежать мажоритарная доля. Рассказать подробнее он пообещал на пресс-конференции. По словам источника, близкого к бизнесмену, через два года M&A Consulting может договориться о покупке доли в самой «Фаворит Моторс»: «Японцы хотят 50% плюс одна акция компании, а Попов готов расстаться только с 25%». Владимир Попов отказался комментировать возможную продажу своей компании. На запрос M&A Consulting не ответила.
Yoshida Сorp. (правообладателем марки, по словам господина Попова, в России является «Фаворит Моторс») запустит в России интернет-аукцион по продаже автомобилей. «Это аналог мировых торговых систем подержанных автомобилей, которых по всему миру насчитывается около 500″, — пояснил автодилер. Чтобы участвовать в аукционе, покупатель должен будет внести предоплату через офис «Фаворит Моторс», а продавец — заплатить дилеру еще до сделки 5% от первоначальной стоимости автомобиля. Оплачивать покупку можно будет как через офис дилера, так и электронными деньгами.
Совместно в течение двух лет партнеры намерены инвестировать в проект около $120 млн., в том числе на рекламу и строительство терминалов для хранения автомобилей — четырех в Москве, трех в Петербурге и нескольких в регионах, говорит Владимир Попов.
«Фаворит Моторс» создана в 1994 году, управляет шестью автоцентрами в Москве, официальный дилер автомобилей марок Hyundai, Ssang Yong, Skoda, Peugeot, Daewoo, Fiat. Оборот в 2007 году — $482,8 млн. 100% владеет Владимир Попов.
Известный японский финансист Есиаки Мураками основал инвесткомпанию M&A Consulting для инвестирования в телекоммуникационный и интернет-бизнес, производство электроники, девелопмент и др. В 2005 году господину Мураками принадлежало 40% промышленного холдинга Hanshin Electric Railway стоимостью $1,5 млрд. В 2006 году вокруг Есиаки Мураками разразился громкий скандал — его обвинили в использовании инсайдерской информации при покупке акций в интернет-компании Livedoor. В июле прошлого года его приговорили к двум годам заключения и штрафу в $9,4 млн.
По словам господина Попова, как и во всем мире, аукцион в первую очередь будет ориентирован на продажу подержанных автомобилей.
Как пояснил аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак, в России сейчас существует два основных способа продажи автомобилей с пробегом: самостоятельно через информационные ресурсы (газеты, интернет, на открытых «стихийных» рынках) и по системе trade-in (обмен автомобиля с доплатой). При этом в случае продажи автомобиля через trade-in дилер обязан заплатить 18% НДС как продавец. «Дилеры чаще всего выкупают автомобиль ниже фактической стоимости почти на 30%, а перепродают по рыночной цене», — отмечает господин Пак. В случае с аукционами дилер выступает не как посредник, а как организатор торгов, поэтому налог платить не обязан, добавляет Михаил Пак.
По мнению аналитика Ernst & Young Ивана Бончева, «на долю машин с пробегом в России приходится не более 15% всех продаж автомобилей». Точной статистики по продажам подержанных авто никто не ведет, утверждает аналитик: автомобиль меняется раз в три-пять лет, а по данным аналитического агентства «Автостат», в 2005 году было продано 0,61 млн. новых иномарок, в 2006 году — 1,02 млн., в 2007 году — 1,6 млн.
По словам инвестбанкира, также интересующегося возможностью создания автомобильного аукциона, в США через аукционы ежегодно реализуется до 70% вторичного рынка автомобилей, в Японии — почти 80%. Крупнейший в мире аукцион подержанных автомобилей — американский Manheim (принадлежит корпорации Cox Enterprises) начал свою работу более 60 лет назад. Сейчас Manheim проводит торги в интернете и на специально оборудованных площадках. В 2007 году через Manheim было продано около 10 млн. автомобилей (объем всего рынка подержанных автомобилей в США составляет 40 млн. машин), а общая сумма сделок составила примерно $59 млрд. Капитализация второго по величине аукционного оператора в стране — Copart составляет $3,68 млрд., а выручка по итогам 2007 года — $560 млн.
«Yoshida станет прецедентом на российском интернет-рынке», — считает аналитик ИК «Финам» Леонид Делицын. Но другие автодилеры полны скептицизма. Совладелец сети Genser Игорь Пономарев утверждает, что россияне еще не скоро привыкнут к продаже автомобилей через интернет-площадку. По его мнению, сейчас покупатели готовы только прицениваться в онлайне, а для покупки хотят «щупать» товар.
Евгений Хвостик, Коммерсантъ