Бесхозная Daewoo








Конфликты

Конфликты
Марки, содержащие слово Daewoo, сейчас лишены правовой защиты в России — так окончилась попытка узбекского автопроизводителя «Уздэуавто» зарегистрировать бренды Nexia, Matiz и Damas. За ничей бренд сейчас спорят Daewoo International и Daewoo Electronics — наследники одноименной корейской корпорации.


В мае 2007 г. правительство Узбекистана подписало соглашение о сотрудничестве с концерном GM, компания «Квингрупп», многолетний представитель завода «Уздэуавто» в России, потеряла дистрибуторские полномочия, а юридическая фирма «Шевырев и партнеры» лишила правовой охраны в России очередной товарный знак, включающий слово Daewoo. Все три события — финал драматической истории раздела наследства корейской корпорации Daewoo, признанной банкротом в 1998 г.


«Уздэуавто», созданное в 1992 г. на паритетной основе государственной компанией «Узавтосаноат» и Daewoo для сборочного производства легковых автомобилей, в 2005 г. выкупило долю корейской компании у ее кредиторов. Оно решило получить и бренды обанкротившегося партнера — Nexia, Matiz, Damas, под которыми выпускала соответственно седаны, малолитражки и мини-вэны. Ее официальный российский импортер — компания «Квингрупп» обратилась в фирму «Шевырев и партнеры» с просьбой зарегистрировать на «Уздуэавто» эти автомобильные знаки и саму марку UzDaewoo.


Одна из марок — Nexia — действительно осталась бесхозной: ее регистрация на Daewoo Motor закончилась в 2004 г. А вот права на Matiz в России согласно документам Роспатента с того же года принадлежали GM DAT, а на Damas еще с 2002 г. — корейской Daewoo International Corporation, получившей от «большой» Daewoo права на большинство марок, включая одноименный зонтичный бренд.


Работая над заказом, «Шевырев и партнеры» в 2006 г. лишила правовой охраны знаки Damas и Matiz — GM и Daewoo International не смогли доказать, что используют эти бренды, ведь автомобили с такими названиями производило только «Уздэуавто». Одновременно юристы подали заявки на регистрацию брендов.


Год назад «Уздэуавто» получило свидетельство на знак Damas, на очереди были Nexia и Matiz, но в дело вмешалась GM. В «Шевырев и партнеры» обратилась компания «Союзпатент», защищающая интересы GM, с требованием вернуть чужие бренды владельцу. «Уздэуавто» уступило и все марки в конце 2006 — начале 2007 г. были зарегистрированы на GM DAT.


У экспертов есть другое объяснение его сговорчивости. В мае 2007 г. правительство Узбекистана подписало с GM DAT стратегическое соглашение о сотрудничестве, предусматривающее модернизацию Nexia и Matiz, дальнейшую локализацию производства, составляющую сейчас 54%, и даже возможность производства на «Уздэу» новых моделей. Незадолго до этого, по данным «Прайм-ТАСС», GM DAT пообещала стать акционером «Уздэуавто» и построить в Узбекистане завод по производству двигателей. Выгодных условий сотрудничества узбеки добились именно с помощью патентной войны да еще обещаний продать свой завод корейской Hyundai Motor, считает аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. Права на Nexia и Matiz стали для «Уздэуавто» рычагом давления на международный автоконцерн, соглашается менеджер компании, занимающейся лицензионной сборкой иномарок в России.


Как бы то ни было, запущенные «Уздуэавто» патентные процессы могут поссорить претендентов на другие марки Daewoo.


Участие в патентной войне дорого обошлось «Квингрупп». В мае «Уздэуавто» расторгло дистрибуторский договор со своим давним партнером, и теперь «Квингрупп» торгует автомобилями, произведенными на Запорожском автомобильном заводе, — ZAZ Sens, седанами с кузовом от Daewoo Lanos и двигателем Мелитопольского завода. GM DAT настояла, чтобы «Квингрупп» лишили дистрибуторского статуса за попытку зарегистрировать на «Уздэуавто» спорные знаки, утверждает собеседник. По версии директора по развитию «Квингрупп» Александра Гнездюка, дистрибуторские права остались только у «дочек» Daewoo, а «Квингрупп» таковой не является. Дистрибутором Уздэуавто» в Московском регионе была назначена компания «Уздэу-Саратов».


Изменения в статусе «Квингрупп» не повлияли на судьбу знака Daewoo в России. «Шевырев и партнеры» продолжала выполнять поставленную этой компанией 2 года назад задачу. Регистрируя на узбекского автопроизводителя марку UzDaewoo, юристы досрочно лишили правовой охраны несколько знаков, содержащих слово Daewoo. Daewoo International с января 2006 г. по май 2007 г. потеряла в России права на 4 товарных знака: Daewoo, «Дэу», Daewoo Plaza и традиционный логотип в виде овала с разрезами. Производитель бытовой техники Daewoo Electronics, уцелевший после банкротства материнской корпорации, лишился регистрации на одноименный знак по нескольким классам МКТУ. Впрочем, он по-прежнему может продавать и рекламировать под ним в России бытовую технику. А вот чтобы производить технику марки Daewoo, компании приходилось платить лицензионные отчисления Daewoo International.


На оставшийся без защиты бренд началась охота — теперь в ней участвуют наследники корейской Daewoo. Заявку на регистрацию Daewoo по классу автомобилей первой в декабре 2006 г. подала Daewoo International. Если Роспатент зарегистрирует знак, «Уздэуавто» придется получать у Daewoo International разрешение ставить на свои машины шильдик Daewoo. В этой же заявке Daewoo International просит вернуть ей регистрацию знака в отношении всей бытовой техники и электроники, производимой Daewoo Electronics. Последняя тоже надеется извлечь пользу из правового вакуума. Еще в мае 2006 г. она подала в Роспатент заявку на регистрацию совершенно нового логотипа Daewoo, под которым в случае удачи рассчитывала производить и продавать технику.


Между тем индийская Tata Motors отказалась от планов использовать марку Daewoo в сегменте коммерческих автомобилей практически во всех странах мира, кроме Кореи, сообщила газета The Financial Express. Tata Motors приобрела и восстановила подразделение коммерческих автомобилей Daewoo в 2004 г. и планировала сделать корейский бренд основным при продвижении своих грузовиков на мировом уровне. Но, посчитав, что GM и Daewoo Electronics размыли бренд, в мае Tata поменяла планы. Теперь на мировых рынках компания будет продвигать бренды Novus и Tata.





Ринат Сагдиев, Кирилл Корюкин, Ведомости
Июль