Главу Роспрома поставили на конвейер








Авто России

Авто России
Новым президентом АвтоВАЗа, крупнейшего российского автозавода, станет нынешний глава Федерального агентства по промышленности (Роспром) Борис Алешин. Он сменит на этом посту Владимира Артякова, который в августе стал губернатором Самарской области.


Как утверждают источники, место главы АвтоВАЗа было предложено Борису Алешину президентом Владимиром Путиным в ходе личной встречи. Борис Алешин подтвердил, что «в ближайшее время» будет назначен президентом группы АвтоВАЗ. Господин Алешин, пиком карьеры которого был пост вице-премьера российского правительства, сказал, что «с радостью» примет новое назначение, «поскольку возглавить столь крупное предприятие, как АвтоВАЗ, это успех для любого руководителя».


В «Рособоронэкспорте», которому принадлежит группа АвтоВАЗ, от комментариев отказались, посоветовав «дождаться официального объявления». Однако очевидно, что кандидатура господина Алешина была поддержана гендиректором ФГУП «Рособоронэкспорт» и председателем совета директоров АвтоВАЗа Сергеем Чемезовым. Бориса Алешина можно считать членом «команды Чемезова»: после прихода «Рособоронэкспорта» на завод в 2005 году глава Роспрома сначала стал членом совета директоров предприятия, а когда совет возглавил сам Сергей Чемезов — его заместителем. Господин Алешин входит в бюро Союза машиностроителей России, а председателем бюро союза является господин Чемезов.


Источник в Минпромэнерго сообщил, что и. о. главы Роспрома будет назначен заместитель главы этого ведомства Андрей Дутов.


43-летний выходец из ОНЭКСИМбанка Владимира Потанина, Андрей Дутов в конце 90-х — начале 2000-х годов работал заместителем гендиректора холдинга НПК (крупнейшим его активом был петербургский судостроительный завод «Северная верфь»), владельцем которого был экс-помощник президента РФ Борис Кузык. После продажи НПК Межпромбанку Андрей Дутов перешел в Роспром. С 2005 года — заместитель главы ведомства, курировал судостроительную и авиационную промышленность, вопросы военно-технического сотрудничества РФ с зарубежными странами, бухучета и финансов.


По словам господина Алешина, вместе с ним из Роспрома на АвтоВАЗ может прийти «ряд новых людей». «Вслед за Владимиром Владимировичем Артяковым с АвтоВАЗа уйдут ряд топ-менеджеров, и надо будет искать им замену», — пояснил Борис Алешин.


Сейчас обязанности президента группы АвтоВАЗ исполняет вице-президент Александр Пронин. Он, в частности, от лица завода ведет переговоры о стратегическом партнерстве с автоконцернами Renault и FIAT. Недавно господин Пронин заявил, что АвтоВАЗ может заключить соглашение с одним из «стратегов» уже в ноябре.


Но 5 сентября Борис Алешин сообщил, что «стратег у АвтоВАЗа появится не ранее середины 2008 года». Более того, будущий глава АвтоВАЗа отметил, что это может быть российская компания. «Когда я только пришел на АвтоВАЗ, я обнародовал идею консолидации участников российского авторынка. Консолидация — неизбежный процесс в мировом автопроме, и нам от нее никуда не деться», — пояснил господин Алешин, уточнив, впрочем, что переговоры с Renault и FIAT продолжаются. В декабре 2005 года, когда «Рособоронэкспорт» только пришел на АвтоВАЗ, новая команда говорила о возможном объединении АвтоВАЗа и ГАЗа. В «Русских машинах» (контролируют ГАЗ) подтвердили, что «заинтересованы в синергии и готовы к диалогу».


Ранее Борис Алешин также лоббировал идею госфинансирования АвтоВАЗа в размере $5 млрд. «Все эти идеи в работе», — заверил будущий глава завода. В остальном, резюмировал Борис Алешин, «радикальных изменений на АвтоВАЗе не произойдет». По его словам, в течение двух-трех лет завод окончательно определится со своей структурой (он намерен выделить непрофильные активы), проведет раскольцовку перекрестной структуры собственности (сейчас 66,5% его голосующих акций принадлежит его же «дочкам») и обновит модельный ряд (вместе с канадской Magna идет разработка новой платформы автомобиля класса С).


По мнению аналитика ИФД «Капиталъ» Михаила Пака, «очередная смена управляющей команды на АвтоВАЗе может негативно сказаться на развитии завода». Он отмечает, что команда АвтоВАЗа и так уже потеряла более полутора лет на распределении руководящих постов на заводе и разработке стратегии «и очередная задержка с выбором партнера — это не лучшие новости». «Назначение господина Алешина можно было бы объяснить усилением административного ресурса у АвтоВАЗа, но усилять его уже некуда: совет директоров завода возглавляет господин Чемезов, а губернатором Самарской области стал Владимир Артяков», — констатирует аналитик. С ним согласен Кирилл Чуйко из «Уралсиба», по словам которого «российский стратег для АвтоВАЗа — это не лучший вариант». Впрочем, по мнению аналитика, такой сценарий будет логичен, если блокпакет АвтоВАЗа будет продан западному автоконцерну, способному передать заводу технологии, а контроль над ним достанется «Русским машинам» Олега Дерипаски.


Сейчас главное для «АвтоВАЗа» — как можно быстрее найти стратегического партнера для развития модельного ряда, рассуждает аналитик «Уралсиба» Кирилл Чуйко. Если в 2005 г. на Lada приходилось до 45% российского рынка, то сейчас — 30-35%. Алешин не раз говорил, что «АвтоВАЗу» остро необходим партнер, который предоставил бы заводу технологии.


Алешин справится с «АвтоВАЗом», думает источник, близкий к Кремлю. Для этого опыта у Алешина достаточно, уверен председатель совета директоров группы «ГАЗ» Петр Золотарев: эта должность больше стратегическая, для успеха «не обязательно быть автомобилистом», это доказывают примеры президента Fiat Серджио Маркионне и главы Renault Nissan Карлоса Гона, выведших свои компании из кризиса. Алешин знаком с обоими. У него есть и другие полезные связи в отрасли на международном уровне, которые пригодятся «АвтоВАЗу», добавляет Золотарев. Алешин «умеет работать, учитывать изменения обстановки», добавляет руководитель российского подразделения EADS Вадим Власов, знакомый с Алешиным около 10 лет.


На общую стратегию «АвтоВАЗа» это назначение сильно не повлияет, считает Чуйко. Окончательное решение во всем, что касается «АвтоВАЗа», по-прежнему будет принимать «Рособоронэкспорт» во главе с Сергеем Чемезовым.


Внимание к кадровым рокировкам продиктовано немалыми проблемами автогиганта. Так, к сегодняшнему моменту доля компании на внутреннем рынке России сократилась с 42 до 28 процентов, поскольку иномарки, в том числе выпускаемые внутри страны в режиме промышленной сборки, превосходят продукцию «АвтоВАЗа» по соотношению цена и качество. А чистая прибыль в 2006 году составила около 2,5 миллиарда рублей, хотя было продано свыше 760 тысяч автомобилей. В июле этого года в СМИ широко освещалась забастовка рабочих, недовольных низкой заработной платой.


«Назначение Бориса Алешина президентом группы «АвтоВАЗ» — это проявление государственного внимания к крупнейшему градообразующему предприятию не только Самарской области, но и ко всему автопрому, — подчеркнул советник председателя думы городского округа Тольятти Владимир Нехорошев. — Человек, который знает всю российскую промышленность, сможет вывести «АвтоВАЗ» на совершенно новый качественный уровень, сделает его локомотивом прогресса всей российской промышленности. А для самого Бориса Алешина такая «работа в поле» может стать трамплином для прыжка в вице-премьерское кресло правительства России».


Такую оценку разделяет и вице-президент Союза работодателей машиностроения России Сергей Курбатов: «Алешин и раньше определял и идеологию технического перевооружения завода, и теперь сможет ее проводить в качестве президента. Вспомним, что около года назад он принял решение назначить Владислава Капустина, руководителя управления гражданских отраслей промышленности Роспрома, руководителем управления управляющей компании «АвтоВАЗа». Это профессионал, который сможет успешно разрешить проблемы предприятия».


У членов вазовского профсоюза «Единство» другое, если не сказать, противоположное мнение. «Мы давно уже не ждем ничего хорошего от появления новых московских назначенцев, — поделился своими мыслями один из членов этого профсоюза. — Они лишь временами десантируются на предприятие на 3-4 дня, а потом снова возвращаются в столицу. Впрочем, может быть, Борис Алешин не из таких. Тогда мы, конечно, будем его всячески поддерживать».


Высокопоставленный чиновник министерства промышленности Самарской области на условиях анонимности так прокомментировал грядущее назначение: «В свое время Борис Алешин выдвинул идею инвестировать в «АвтоВАЗ» пять миллиардов долларов бюджетных средств и развивать отечественный автопром собственными силами. И потому я опасаюсь, что, придя на завод, он будет продолжать на ней настаивать. Но такой вариант, на мой взгляд, бесперспективен. Гораздо лучше продолжать развивать сотрудничество с серьезными иностранными инвесторами, которые уже проявляют интерес к «АвтоВАЗу». Именно такое сотрудничество сможет вывести наше автостроительное предприятие на качественно новый уровень и обеспечить ему сначала доминирование на отечественном рынке, а потом и выход на мировой».


Однако есть аналитики, которые считают, что приход Бориса Алешина на «АвтоВАЗ» позволит завершить процесс ликвидации перекрестной схемы владения акциями предприятия и оно, наконец, перейдет в полное владение «Рособоронэкспорта». И именно это позволит повысить инвестиционную привлекательность предприятия, которая по достоинству будет оценена возможными стратегическими партнерами завода — кампаниями Magna, Renault и General Motors.


Как изменится руководство АвтоВАЗа


По данным источников, с АвтоВАЗа вслед за Владимиром Артяковым уйдет нынешний вице-президент по производству Владислав Капустин — он может возглавить правительство Самарской области. Министром финансов области может стать нынешний глава комитета по бюджетной политике при совете директоров АвтоВАЗа Анатолий Головатый. Из Роспрома на АвтоВАЗ перейдет заместитель и личный друг нового главы АвтоВАЗа Вадим Груздов (курирует боеприпасную отрасль и обычные вооружения). Вице-президентом по производству АвтоВАЗа может быть назначен нынешний гендиректор ОАО «ИжАвто» (подконтрольно группе СОК) Михаил Добындо. Кроме того, АвтоВАЗ вскоре назначит внеочередное собрание акционеров для переизбрания совета директоров. Его должны покинуть господа Артяков, Алешин и Головатый. Главой совета, по словам источников, наверняка останется гендиректор «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов.


«ОАО АВТОВАЗ»


Волжский автомобильный завод, построенный итальянским концерном FIAT, начал работать 19 апреля 1970 года. В 1993 году завод приватизирован. Тогда сложилась перекрестная схема владения его акциями — основными акционерами АвтоВАЗа стали его «дочки» ОАО «Автомобильный всероссийский альянс», ЗАО «Центральное отделение автомобильной финансовой корпорации» и ЗАО «Инвестиционно-финансовая компания». В декабре 2005 года контроль над компанией получило ФГУП «Рособоронэкспорт». В марте 2007 года объявлено о начале ликвидации перекрестной схемы. Консорциум инвесторов во главе с «Рособоронэкспортом» должен выкупить акции «дочек», после чего произойдет их слияние с ОАО АвтоВАЗ. Доля ФГУП в капитале завода составит 75%.


Выручка АвтоВАЗа в 2006 году составила 152,45 млрд. руб., чистая прибыль — 2,5 млрд. руб. Выручка за первое полугодие 2007 года — 67,5 млрд. руб., чистая прибыль — 5,1 млрд. руб. В 2006 году произведено 765,6 тыс. автомобилей.


С момента прихода на завод «Рособоронэкспорта» было объявлено о нескольких крупных проектах. Сначала АвтоВАЗ вел переговоры с французскими Renault и PSA Peugeot Citroen о покупке платформы «бюджетного» автомобиля.


В июле 2006 года анонсировано строительство нового двигательного завода, однако проект не стартовал. АвтоВАЗ вел переговоры о партнерстве в нем с General Motors.


В декабре 2006 года с канадской компанией Magna подписано соглашение о выпуске нового автомобиля класса С. Стоимость завода мощностью 220 тыс. автомобилей в год может составить 1,5 млрд. АвтоВАЗ рассчитывает, что его часть будет профинансирована за счет госсредств.


В июне 2007 года глава совета директоров АвтоВАЗа, гендиректор «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов заявил, что завод покупает у FIAT новую платформу автомобиля класса А и может создать с итальянцами двигательное производство мощностью 1,5 млн двигателей в год.


30 августа 2007 года и. о. президента группы АвтоВАЗ Александр Пронин сообщил, что «предположительно в ноябре» завод определится с выбором стратегического партнера, которым станет Renault или FIAT. Одному из них предполагается продать блокпакет акций завода.





Елена Киселева, Дмитрий Беликов, Коммерсантъ