Конфликты |
На АвтоВАЗе состоялась вторая за последнее время протестная акция, организованная независимым профсоюзом «Единство». Несмотря на промозглую погоду и дождь, в митинге приняли участие порядка 500 человек.
Председатель независимого профсоюза «Единство» Петр Золотарев заявил, что на митинге коллектив высказывает свое мнение об отношении на предприятии к рабочим. Кроме этого, сотрудники выступят с требованием возвратить на работу уволенных и снять наказания с тех, кто пострадал от участия в недавней забастовке.
Вполне возможно, что поводом к очередным выступлениям волжского пролетариата стали выступления в СМИ нового президента «Группы АвтоВАЗ».
Борис Алешин ранее рассказывал журналистам, что не считает целесообразным увековечивать доминирующее присутствие государства в активах крупнейшего автозавода России. «В будущем мы не исключаем привлечения господдержки, но не в качестве стратегического инвестора, а в качестве субсидиарного инвестора в небольших долях и только при условии, что будет и стратегический партнер и, возможно, другие партнеры», — заявил он в эфире информационного телеканала «Вести».
Алешин отметил, что переход АвтоВАЗа в ведение госконцерна «Рособоронэкспорт», «не означает, что концерн и государство в его лице пришли и огосударствили компанию», базирующуюся в Тольятти. Он подчеркнул, что «на самом деле контрольный пакет АвтоВАЗа для государства не самоцель и не цель». По его словам, «цель заключается в том, чтобы поднять крупнейшее предприятие и в мировом исчислении, и в перечне крупных национальных компаний».
Алешин, в последние годы возглавлявший Федеральное агентство по промышленности, считает неизбежной «реструктуризацию нынешнего производства», хотя и обращает внимание на необходимость «снижения глубины технологической переработки на самом автозаводе» с переносом, скажем, литейного производства на специализированных смежников. «Никто в автомире сейчас не льет сам головки блока цилиндров», — отметил он. «Это делается в рамках аутсорсинга — привлечения эффективных специализированных поставщиков со стороны», — пояснил Алешин.
Правильные, с точки зрения современных требований автопромышленности, слова Алешина, увы, произносятся руководителями волжского автомобильного гиганта уже не первый год. Только ни один из предшественников Алешина в кресле главы АвтоВАЗа от правильных слов к правильным делам не перешел.
Как следствия такого «красноречия» — экономический провал АвтоВАЗа и печальная для отечественного автопрома статистика продаж машин в этом году. Впервые в истории в России куплено больше новых иномарок, чем произведений тольяттинских автоумельцев.
Наш колорит
В нашей стране требования повышать заработную плату со стороны рабочих, занятых на заводах иностранных компаний, обусловлены ситуацией на рынке труда — все эти производства сосредоточены в одном регионе и люди могут выбирать, комментирует Евгений Богданов, руководитель направления машиностроения и транспорта по России и СНГ компании A. T. Kearney. По его словам, доля затрат на персонал в таких компаниях в себестоимости не превышает 10%, а прибыли такой, как в России, у них нет ни в одной стране. Оплата труда на этих предприятиях соответствует добавленной стоимости, которая создается на них, и значительно повышать ее можно только в том случае, если будет расти и добавленная стоимость, подчеркивает Богданов. В США же рабочие борются не за улучшение условий, а за то, чтобы не падал уровень обеспечения и социальной защищенности, которого они уже успели добиться, отмечает он.
«Уступка, на которую пошло руководство российского «Форда», негативно на компании не сказалась, — говорит Кирилл Чуйко, аналитик ФК «Уралсиб», — ведь сборочное производство не такое трудозатратное. Вообще для производителей иностранных автомобилей в России сейчас ситуация благоприятная — это рынок продавца. В другом положении находится отечественный производитель, например «АвтоВАЗ». Там увеличение затрат на персонал могло подорвать будущее завода».
«Если мы и повышаем зарплату, то это запланированные бюджетные средства», — говорит Анна Мелешина, директор по связям с общественностью группы компаний Heineken в России. По ее словам, зарплата пересматривается с учетом ситуации на кадровом рынке и финансово-экономических показателей компании. Поднять зарплату выше этой планки невозможно, отмечает Мелешина. Когда в апреле профсоюзы петербургского завода Heineken потребовали от администрации предприятия увеличения окладов рабочих на 30% и 4 мая организовали итальянскую забастовку, реально зарплаты повысились на 11%, запланированные бюджетом.