Конфликты |
Таким образом, у Porsche появилась гипотетическая возможность довести свой пакет в германском концерне до контрольного. Впрочем, решение Европейского суда не последняя точка в этом деле.
Закон «О Volkswagen» был принят в 1960 году в целях защиты концерна от поглощения. Согласно закону местные власти в лице правительства земли Нижняя Саксония вправе блокировать изменения в структуре собственности Volkswagen. Кроме того, ни один акционер не может иметь в компании более 20% голосов, даже если его пакет и превышает этот порог.
Крупнейшим акционером Volkswagen в настоящее время является Porsche с 31-процентным пакетом. Руководство Porsche не раз заявляло о своем намерении довести свой пакет до контрольного, следовательно, решение Европейского суда ему на руку. Однако не все так просто. Дело в том, что положения закона записаны и в уставе предприятия. Для изменения устава необходимо набрать более 80% голосов акционеров. Между тем правительству земли Нижняя Саксония принадлежат 20% акций Volkswagen, и оно может наложить вето на любую попытку изменить устав.
Основной вопрос сейчас: воспользуется ли правительство своим правом? Многие эксперты считают, что воспользуется. Правительство земли Нижняя Саксония всегда выступало против отмены закона «О Volkswagen» и заявляло, что расставаться со своим 20-процентным пакетом акций не намерено.
Аналитики автомобильного рынка ожидают, что теперь Porsche увеличит свой пакет в VW до контрольного. Акции VW 23 октября к 19.00 МСК снизились на 5,4%, Porsche — выросли на 4,2%. «Это историческое решение, знаменующее собой изменение статуса VW — от компании, подконтрольной правительству, к компании, управляемой семьей [Порше и Пьех], — считает аналитик Morgan Stanley Эдам Джоунас. — Руководители Porsche одни из наиболее искусных капиталистов в мировом автосекторе, одержимые вопросами эффективности, качества продукции и бренд-менеджмента. Все эти умения могут оказаться очень полезны для VW».
Porsche начала проявлять интерес к Volkswagen около двух лет назад, и интерес этот возник не на пустом месте: Volkswagen уже много лет поставляет комплектующие практически для трети марок, выпускаемых на заводе Porsche. Кроме того, компании совместно разработали три модели — Porsche Cayenne, Volkswagen Touareg и Audi Q7, а также производят гибридные двигатели. За последние два года Porsche аккумулировала 31% акций концерна, став его крупнейшим акционером, но так и не смогла усилить свое влияние на принятие решений. В будущем Porsche планирует увеличить свою долю до 51% и получить контроль над Volkswagen. Ожидается, что интеграция существенно повысит прибыльность Porsche: сразу после решения суда курс ее акций вырос на 5%.
Впрочем, даже после победы в суде ЕС мечта Porsche может так и остаться несбыточной. Дело в том, что основные положения закона о Volkswagen также закреплены и в уставе концерна и могут быть изменены, лишь если за такое решение на общем собрании акционеров будет отдано более 80% голосов. Но главный сторонник закона — правительство Нижней Саксонии (земли, где расположена штаб-квартира концерна) — вправе наложить вето на любые серьезные изменения в деятельности Volkswagen.
Анастас Васильев, Газета