Недолго Chrysler бастовал








Конфликты

Конфликты
Шестичасовой забастовки работников 20 заводов Chrysler оказалось достаточно для того, чтобы компания подписала предварительное соглашение с профсоюзом United Auto Workers (UAW).


Детали соглашения не раскрываются, но известно, что оно, подобно договоренности между профсоюзом и General Motors, переводит многомиллиардные пенсионные обязательства Chrysler на профсоюз. Эксперты полагают, что новые соглашения повысят конкурентоспособность американского автопрома.


О намерении провести забастовку UAW заявил после того, как за выходные не смог выработать новое четырехлетнее соглашение с Chrysler. Контракты американских автопроизводителей с профсоюзом призваны сократить разрыв в издержках на оплату труда с японскими автокомпаниями. Для сравнения: в 2006 году средняя почасовая зарплата в Chrysler составляла 76 долл. в то время как Toyota платила своим сотрудникам в США около 48 долл. в час. Причиной тому — высокие издержки американской компании на медицинское и страховое обеспечение сотрудников, включая тех, кто вышел на пенсию. В конечном счете это приводит к тому, что американский автомобиль выходит дороже японского в среднем на 1 тыс. долл.


Профсоюз же старается предотвратить сокращения сотрудников американских заводов. Забастовка 37 тыс. сотрудников на 20 из 25 заводов Chrysler началась в 11 утра в среду и уже вечером руководство компании и профсоюза сообщили о достижении предварительного соглашения. Для сравнения: в 1950 году из-за разногласий с топ-менеджментом по поводу пенсионного обеспечения рабочие Chrysler бастовали 104 дня. Эксперты объясняют нынешнюю сговорчивость профсоюза кризисным положением американского автопрома. «Руководство UAW понимает, что оно должно сделать Детройт более конкурентоспособным, так как рабочие местных заводов рискуют из-за того, что GM, Chrysler и Ford теряют доли рынка», — пояснил глава аналитического агентства The Car Connection Пол Эйзенстайн.


«Это соглашение стало возможным, потому что члены UAW дали понять Сhrysler, что нам необходимо такое соглашение, которое бы отражало их вклад в успех этой компании», — заявил президент UAW Рон Геттелфингер. Детали контракта пока неизвестны и будут обнародованы только после того, как его одобрят рабочие Chrysler, входящие в профсоюз. Но, по словам г-на Геттелфингера, соглашение будет в значительной степени похоже на контракт, заключенный с GM 26 сентября после двухдневной забастовки. В соответствии с ним UAW взял на себя пенсионное обеспечение рабочих, через специально созданный фонд VEBA. GM перечисли туда 29,9 млрд. долл. единовременно, чтобы снять с себя долгосрочные пенсионные обязательства на сумму 50 млрд. долл. Вторым важным пунктом соглашения с GM стало создание особой категории рабочих мест в области низкоквалифицированных работ.


Как сообщил Bloomberg со ссылкой на неназванные источники, Chrysler внесет в фонд под управлением UAW 11 млрд. долл., что в будущем избавит компанию от выплаты 19 млрд. долл. обязательств. Кроме того, в соответствии с заключенным контрактом 11 тыс. рабочих мест в Chrysler в будущем будут переведены на систему половинной оплаты труда. В UAW не смогли прокомментировать эту информацию. Связаться с Chrysler не удалось. Если соглашение с Chrysler будет ратифицировано членами профсоюза, последней американской компанией, не продлившей контракт с UAW, останется Ford. Переговоры с ним буду проще, так как, по словам г-на Эйзенстайна, компания находится под угрозой банкротства.





Джеймс Куинн, Ричард Блакден, Газета