| Конфликты |
Любопытное исследование, посвященное развитию дилерских сетей в регионах, провела рекрутинговая компания MarksMan. Выяснилось, что импортеры и дилеры испытывают огромные проблемы с персоналом. Самыми «горящими» являются вакансии в продажах, послепродажном обслуживании, а также в развитии дилерских сетей. Тройка лидеров выглядит следующим образом: региональный менеджер по продажам; менеджер по развитию дилерской сети; региональный менеджер по послепродажному обслуживанию.
Эксперты кадрового рынка говорят, что если автопродавцы не поменяют условия труда для своих сотрудников, развитие дилерских сетей в регионах затормозится.
Пару лет назад многие крупные участники авторынка объявили об экспансии в регионы.
Сейчас стало понятно, что дело продвигается не так быстро, как планировалось. Не хватает не только управленцев по развитию дилерских сетей в столичных представительствах (менеджер по технической поддержке дилеров, технический тренер, менеджер по корпоративным стандартам), но и персонала в самих регионах, продавцов и техников, с которыми ежедневно имеют дело сотни автопокупателей. Среди дефицитных специальностей: менеджер по корпоративным продажам, менеджер по продажам подержанных автомобилей, менеджер по продажам запчастей и аксессуаров, менеджер по продажам легкового коммерческого автотранспорта, менеджер по гарантии, высококлассные диагносты, электрики, жестянщики, маляры и инженеры автомобильной специализации.
Страдают в сложившейся ситуации жители регионов, потенциальные покупатели автомобилей. Это в Москве кажется, что от дилеров житья нет и они оккупировали каждый свободный метр земли. Но если в столице на каждую марку приходится чуть ли не по 20 официальных автосалонов, то в провинции практически всегда по одному официальному дилеру на каждую марку в городе-миллионнике – это сравнительно мало. Большинство россиян вынуждены ездить за машиной в областные столицы и там вставать в очередь. Не лучше дела обстоят и с сервисом, а ведь сегодня, когда на первый план выходит качество обслуживания, дефицит экспертов в регионах будет прямо влиять на позиции той или иной марки в целом.
«Если говорить о сложностях регионального поиска, то они в целом те же, что и в Москве – комментирует руководитель Департамента Рекрутмента кадровой корпорации Manpower Виктория Пятница. — Потребность компаний-работодателей в персонале превышает емкость рынка кандидатов, из-за чего проистекает постоянный дефицит кадров».
Впрочем, дефицит кадров кадровики объясняют не только ростом авторынка как такового, но и нежеланием импортеров раскошеливаться на адекватные столичным зарплаты, тогда как работа в регионах считается более тяжелой. По данным кадровой корпорации Manpower, в среднем, представительства предлагают от 80 000 до 100 000 рублей гросс, тогда как ожидания кандидатов варьируются от 130 – 150 000 и выше. По данным MarksMan, уровень компенсации в зависимости от опыта специалиста составляет от 100.000 до 120.000 рублей для регионального менеджера по продажам, для менеджера по развитию дилерской сети — от 100.000 до 140.000 рублей. Уровень компенсации регионального менеджера по послепродажному обслуживанию составляет от 100.000 — 120.000 рублей. Но следует понимать, что это зарплаты для столичных наемников, и они им кажутся сравнительно небольшими при том объеме работы, который приходится выполнять в регионах.
«Имеющихся кандидатов не устраивает количество командировок (100% рабочего времени) в соотношении с уровнем дохода, который предлагают работодатели, — комментирует директор кадровой компании «Автокадр» Татьяна Григорьева. — Они сейчас в Москве, не уезжая, получают такую же заработную плату. Следовательно, надо повышать зарплату до 100 000 – 150 000 рублей (2700 — 4000 евро, в 1.4-1.5 раза) и сокращать количество командировок».
Частые командировки — одна из основных причин отказа кандидатов рассматривать позиции по развитию бизнеса в регионах. Дилерам следует организовывать работу над проектом таким образом, говорят кадровики, чтобы проектная команда могла быть взаимозаменяема, а время в командировках не должно быть больше 50% от общего рабочего времени. Если же оставлять 100% командировок, нужно существенно поднимать зарплату для того, чтобы у сотрудников была мотивация соглашаться на заведомо тяжелую работу, зная, что за это они имеют достойное вознаграждение. «Кроме этого, скорее всего, стоит рассматривать выездных консультантов как специалистов на временный проект — не более 1 года, — добавляет Т. Григорьева. — Так как высок риск профессионального сгорания после 1 года 100% командировок».
Существенное препятствие в подборе необходимых специалистов – требование разговорного английского. «В России на данный момент есть специалисты, но среди них большинство не владеет английским языком, — комментируют в «Автокадре». — Поэтому рекомендуем рассмотреть варианты, когда можно было бы отказаться от этого требования или снизить его до уровня «могу читать техническую литературу», так как большинство технических специалистов после институтов и университетов именно на таком уровне владеют английским языком». Еще один аспект, на который стоит обратить внимание, считают кадровики, это формирование имиджа компании как привлекательного работодателя в России – пока таких компаний в автосекторе единицы. Большинству дилеров сейчас не до этого — они деньги мешками загребают и сразу же вкладывают в регионы. А ведь известно, что сам бренд позволяет снизить уровень зарплаты, так как для сотрудников работать в такой компании само по себе ценность.
Если в ближайшее время автопродавцы (как импортеры, так и автодилеры) не пересмотрят условия труда для своих сотрудников, вероятно замедление роста дилерских сетей в регионах, прогнозируют эксперты. А это значит, что провинция еще долго будет оставаться без свежих иномарок.
«Отсутствие или недостаточное количество менеджеров по развитию дилерской сети ведет к замедлению роста бизнеса в целом, недостаточно быстрому развитию дилерской сети в регионах, неохваченности некоторых регионов, — констатирует руководитель Департамента Рекрутмента кадровой корпорации Manpower Виктория Пятница. — Это приводит к тому, что один менеджер вынужден контролировать работу, например, 20-25 дилеров, что снижает эффективность работы и возможность разобраться в сложных ситуациях, если они возникают. Поэтому тенденции, связанные с дефицитом необходимых специалистов в представительствах, понятны: снижается эффективность работы дилерской сети в целом, что в итоге отражается, с одной стороны, на потребителях и на качестве их обслуживания, с другой — на валовой выручке и прибыли компании».
Елена Костякова, РБК

iPhone «на колёсах»
Европлан: грузовики Mitsubishi Fuso с выгодой до 29%
Расширение модельного ряда
RENAULT KWID – НОВОЕ ВИДЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ А-КЛАССА
АВИЛОН официальный партнер чемпионата России по кольцевым гонкам
Mitsubishi открыла интернет-магазины оригинальных запчастей и аксессуаров
Выгодные кредитные условия на Mitsubishi Pajero Sport в мае
Надежность измеряется будущим
АО МС Банк Рус снижает кредитные ставки и запускает новый кредитный продукт
Росавтодор оштрафовал дорожных строителей более чем на 500 млн рублей
Мitsubishi Motors Corporation показала рекордную прибыль по итогам продаж за 2014 финансовый год
АВИЛОН вручил победительнице конкурса «Мисс Россия 2015» ключи от Hyundai Solaris
BRIDGESTONE. ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА КИЛОМЕТР ЗА КИЛОМЕТРОМ
Электромобили Mitsubishi i-MiEV будут работать парконами в Москве
Во Владикавказе открылся первый дилерский центр Mitsubishi – «Алания Авто»