АвтоВАЗ идет на Дальний Восток








Авто России

Авто России
АвтоВАЗ запустит в Приамурье сборку своих автомобилей в объеме 1 тыс. машин в год. Завод без труда продаст в регионе этот объем, но это никак не повлияет на местный авторынок, контролируемый иномарками.


22 сентября в Благовещенске Сергей Чемезов и Николай Колесов подписали соглашение о взаимодействии АвтоВАЗа (подконтролен «Рособоронэкспорту») с областным правительством. Пресс-секретарь губернатора Виктория Стихина пояснила, что АвтоВАЗ намерен создать предприятие по сборке мощностью 1 тыс. автомобилей в год. Министр промышленности Амурской области Александр Гришин уточнил, что собираться будут полноприводные модели «Нива» и заднеприводные «семерки». На первом этапе машинокомплекты будут приходить с АвтоВАЗа, затем выпуск отдельных компонентов может быть локализован в Приамурье. Сроки запуска сборки не называются, в пресс-службе АвтоВАЗа проект не комментируют.


Площадка под проект пока не выбрана. По словам источника в обладминистрации, сборка может начаться на пустующих мощностях Свободненского вагоноремонтного завода (СВЗ) или в одном из цехов ЗАО «Кранспецбурмаш» (Шимановск). Замгендиректора СВЗ Николай Чубенок пояснил, что «с предложением собирать модели ВАЗ на завод никто не выходил». Аналогичные комментарии дал замгендиректора «Кранспецбурмаша» Василий Аношкин, уточнивший, впрочем, что летом Николай Колесов осматривал завод вместе с делегацией КамАЗа (Сергей Чемезов также входит в совет директоров этого завода). «Я не удивлюсь, если в результате у нас начнется сборка моделей АвтоВАЗа», — отметил господин Аношкин.


Глава ассоциации дилеров АвтоВАЗа Юрий Целиков напоминает, что завод начал терять дальневосточный рынок еще десять лет назад и сейчас на нем доминируют праворульные иномарки. По словам источника на заводе, объем сбыта АвтоВАЗа в Приамурье измеряется несколькими сотнями машин в год (для сравнения: годовой объем продаж в Москве — около 60 тыс.). Замгендиректора ООО «Амуравтоцентр» (официальный дилер Toyota в Хабаровске) Айдын Рамазанов считает, что «неплохими перспективами сбыта в регионе обладает внедорожник Chevy-Niva». По его мнению, АвтоВАЗ без труда сможет продать на Дальнем Востоке 1 тыс. машин.


Впрочем, отмечает господин Рамазанов, даже в этом случае положение АвтоВАЗа на дальневосточном рынке не изменится. С ним согласен господин Целиков, который отмечает, что «завод не сможет получить серьезной прибыли от проекта, так как ему дорого обойдется транспортировка машинокомплектов». Юрий Целиков полагает, что создание автосборки на Дальнем Востоке — «шаг во многом политический». Действительно, Николай Колесов является давним знакомым Сергея Чемезова. Глава «Рособоронэкспорта» входит в совет директоров Казанского оптико-механического завода — до своего назначения губернатором в мае господин Колесов возглавлял совет. В 2006 году под руководством Николая Колесова в Татарстане была создана новая сбытовая структура АвтоВАЗа — «КАН-АвтоВАЗ» — которую возглавил его сын Александр. «КАН-АвтоВАЗ» получил ряд преференций перед татарскими дилерами, в результате чего местное управления Федеральной антимонопольной службы признало компанию нарушителем закона «О конкуренции».


Эксперты автомобильного рынка в основном скептически восприняли новость о планах АвтоВАЗа на Дальнем Востоке. «Вряд ли предприятию удастся занять существенную долю рынка на Дальнем Востоке, потому что потребители автомобилей в массе своей уже психологически перестроились на «правый руль», не говоря о том, что качество новых автомобилей АвтоВАЗа уступает качеству подержанных японских моделей», — заявил аналитик банка «Траст» Евгений Шаго.


Эксперт считает, что для концерна важен, скорее, вопрос номинального присутствия на дальневосточном рынке, чем получение прибыли.


Аналитик ИК «Капитал» Михаил Пак думает, что АвтоВАЗ напрасно разбрасывается на подобные проекты. «Тысяча автомобилей для дальневосточного рынка — это настолько незначительное количество, что потребители его просто не заметят», — отметил эксперт.


С другой стороны, производить там слишком большие объемы тоже не имеет смысла, потому что местный потребитель не ждет «Лады» с распростертыми объятиями. АвтоВАЗу нужно не инвестировать в сборку автомобилей на Дальнем Востоке, а создавать общую целевую стратегию развития производства и думать, как сохранить рынок в европейской части страны», — полагает Михаил Пак.


Аналитик компании «Уралсиб» Кирилл Чуйко, в свою очередь, считает идею интересной. Если пробный шаг окажется удачным, объемы производства можно будет увеличить, если нет — без особых проблем можно свернуть производство.


Кирилл Чуйко отметил, что везти готовые машины из Тольятти на Дальний Восток дороже, чем доставлять туда комплектующие и собирать машины на месте. «Остается открытым вопрос, насколько экономия на доставке окупит инвестиции в создание сборочного производства», — подчеркнул аналитик.





Андрей Бирюков, Газета