Борис Алешин перетасовал кадры








Авто России

Авто России
Новый президент группы «АвтоВАЗ» Борис Алешин начал реформировать завод со своих заместителей. 20 сентября на предприятии состоялись первые кадровые назначения.


Вице-президентом группы АвтоВАЗ по производству назначен Виталий Вильчик, по корпоративному развитию — Эдуард Вайно, по экономике и финансам — Илья Губин. Кроме того, в группе введена новая должность вице-президента по оперативному управлению предприятиями, которую занял Владислав Капустин. Как будут распределяться обязанности между топ-менеджерами, на АвтоВАЗе пояснить отказались. Все они и ранее входили в руководство завода.


Бывший вице-президент по экономике и финансам Анатолий Головатый покидает завод «в связи с переходом на другую работу». Уходит и исполнительный директор АвтоВАЗа по развитию Эдуард Зернин. На заводе говорят, что господин Зернин останется в группе, но не уточняют, в какой должности. Господин Головатый может быть назначен министром финансов Самарской области.


Борис Алешин провел реформу управления на АвтоВАЗе, проработав в должности президента группы неделю. На первой же пресс-конференции он пообещал «сократить управленческий аппарат», чтобы избежать дублирования функций между вице-президентами группы, работающими в Москве, и исполнительными директорами завода в Тольятти.


Так и произошло. В новой должности господин Вильчик займется всем оперативным управлением на ОАО АвтоВАЗ. Ранее за это отвечал господин Капустин, а Виталий Вильчик дублировал его в должности исполнительного директора завода. Фактически замена господина Капустина на господина Вильчика означает, что Борис Алешин вернул последнего на должность гендиректора АвтоВАЗа. Виталий Вильчик занимал ее еще при прежнем главе совета директоров завода Владимире Каданникове, покинувшем АвтоВАЗ в конце 2005 года.


Владислав Капустин теперь будет отвечать в основном за управление дочерними обществами АвтоВАЗа. По словам собеседников на заводе, «это достаточно крупный и проблемный участок, поскольку юрлиц на АвтоВАЗе висит несколько сотен» (их перечисление в ежеквартальном отчете ОАО занимает около 200 страниц). Кроме того, господину Капустину предстоит заниматься реструктуризацией АвтоВАЗа и выводом с его баланса непрофильных активов. В одном только литейном производстве двигателей АвтоВАЗа работает 10 тыс. человек.


Между господами Головатым и Губиным также ликвидировано дублирование функций (Илья Губин был исполнительным директором по финансам). Смысл же ухода Эдуарда Зернина с поста исполнительного директора по корпоративному развитию собеседники не поясняют. Этот топ-менеджер отвечал, в том числе за взаимодействие с «Тройкой Диалог» по вопросу ликвидации перекрестной структуры собственности АвтоВАЗа (контрольный пакет акций ОАО принадлежит его же дочерним обществам). Теперь, как говорят в пресс-службе АвтоВАЗа, он займется созданием холдинга на базе подконтрольных АвтоВАЗу дилеров. Еще в июне эксперты говорили, что холдинг будет стоить минимум $700 млн., и его руководитель станет одним из самых влиятельных людей на заводе.


Новому вице-президенту группы АвтоВАЗ по корпоративному развитию Эдуарду Вайно 58 лет, основная часть его биографии связана с производственными вопросами. С 1990 года господин Вайно был главой представительства АвтоВАЗа в США, работал над созданием СП завода с General Motors, участвовал в закупке оборудования для проекта. С 2007 года он был советником господина Капустина — на тот момент вице-президента по производству. Соединить с господином Вайно на АвтоВАЗе 20 сентября отказались. Источники предполагают, что он не будет отвечать за структуру собственности АвтоВАЗа, как его предшественник Эдуард Зернин и, скорее всего, займется новыми производственными проектами.


Аналитик «Уралсиба» Кирилл Чуйко считает идею ликвидации дублирующих функций правильной. Он отмечает, что речь идет о внутренних реформах, важнейшей из которых является реструктуризация (за это отвечает Владислав Капустин) и сбыт (Эдуард Зернин). Решение же вопросов, связанных с ликвидацией «перекрестка», полагает Михаил Пак из ИФД «КапиталЪ», может быть полностью делегировано «Тройке Диалог».


По мнению аналитиков, новые назначения не приведут к серьезным переменам в АвтоВАЗе. Новые вице-президенты давно работают в компании, и их переназначение связано с желанием Бориса Алешина улучшить контроль над предприятием, считает аналитик ИГ «Капиталъ» Михаил Пак. По его мнению, сейчас перед менеджерами АвтоВАЗа стоит задача разработать стратегию развития компании. Эксперт считает, что после того, как предприятие определится со стратегическим партнером, могут произойти более значимые кадровые изменения. В то же время аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Севастьян Козицын не исключает, что Алешин уже в ближайшее время пригласит на АвтоВАЗ топ-менеджеров со стороны.


Аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова замечает, что Алешин идет по верному пути. Управленческую структуру «АвтоВАЗа» давно пора упорядочить. Теперь у «АвтоВАЗа» девять вице-президентов и, скорее всего эта цифра не изменится, отмечает источник на предприятии. Должности еще пяти исполнительных директоров будут постепенно ликвидированы, говорит источник на «АвтоВАЗе».


По словам руководителя Lada-online Сергея Целикова, г-н Вильчик единственный управленец, который остался на АвтоВАЗе из прежней команды. «Остальные — москвичи и приезжают в Тольятти, чтобы работать здесь с понедельника по четверг», — сказал он. Между тем, по его мнению, именно г-н Вильчик обеспечивает работу существующего производства. «То, что его повысили, означает, что его полномочия расширены», — пояснил эксперт. Он заметил, что с момента прихода «Рособоронэкспорта» на АвтоВАЗ, по сути, сменилась только верхушка управления, а люди, ответственные за производство, остались на местах: «Все директора производства остались прежними. И иначе быть не может: это единственный способ, чтобы производство продолжало работать».





Дмитрий Беликов, Коммерсантъ