Автотюнинг |
Загадка Женевского салона – 2007: V12. 6,3 литра.
Брошенная на весь мир перчатка, заявка на нишевое люксовое производство, тем интересней, что в прошлом веке фирма Stola решительно держалась в тени. Среди броских биографий итальянских кузовных ателье «резюме» итальянской группы Stola и сегодня выделяется сухостью и размытостью. Вместо выводка розовощеких концептов на сайте фирмы – мгновения технологической цепочки. Недовинченные гайки, недосваренные кузова… Исключение разве что Lancia Lambda 1919 года – первенец. Самое время грустно закрыть страницу: производство – одна скука. Только на страничке партнеров – яблоку негде упасть. Десятки эмблем: Lincoln и KIA, Maserati и Subaru, Ferrari и VW… Скоро будет Северсталь-Авто: со штамповкой «фиатов» на Ульяновском заводе подсобит Stola. Stola есть во Франции, Stola есть в Китае, Stola есть в Детройте. В бразильском Белу-Оризонте у Stola целый комплекс по штамповке и сборке.
Речь, кстати, об одной из «древнейших» итальянских мастерских. Начало истории фирмы было более чем красивым: в 1919 году в Турине мастер Альфредо Стола основал мастерскую.
Первым ее заказчиком стал уже прославленный Винченцо Лянча, а первым заказом – макет Lancia Lambda.
Машина знаменита независимой подвеской передних колес. Кроме того, Lambda, вписывается в историю и как первое авто с почти несущим кузовом (рама в конструкции все же была). Формально, Стола просто изготовил деревянный макет, но кто знает, как там все было на самом деле. Все двадцатые и тридцатые Lancia оставалась стратегическим партнером. Параллельно к Альфредо косяками шли большие художники со своими эскизами: склей-сооруди… В войну фирма строила в т.ч. специальные колеса и подвески, позволявшие двигаться в песках (привет Роммелю!). Уже в 50-х на фирму вышли японцы, а сама она пришла со своими услугами в США. В конце 50-х у Stola появился крупный инвестор, по сути подвинувший семью, но дети Stola остались при деле. Вся колоссальная деятельность компании долго укладывалась в скромное макетирование, кооперация, компоненты, штампы… Ничего не делаю, примус починяю… На самом деле подобная «скромность» — была часть продуманной концепции. Ее конек – традиционное место в тени, без претензий на лавры машины, которая прошла через руки мастеров Stola. Только потом много позже след Stola выплывал наружу, и, возможно, в этом и был секрет и связей и долголетия фирмы. Кому ни в радость сотрудничать с мастером, который при разделе славы сам останется безвестным!? Особенно это всегда приятно именитым мастерам. Отсюда же была и другая странность: уклонение от дизайна. Только мастерское воплощение чужих фантазий.
Основателю Альфредо Стола даже приписывали фразу, что в дизайне его фирма нейтральна как Швейцария».
В нулевых все изменилось, и на смотрах появились концепты от Stola. Неожиданный дизайнерский крен объяснялся просто. Подрос внук основателя: Альфредо Стола – младший. Подрос профессионально, поучаствовав в создании нескольких европейских хитов. Впрочем, так как дедушка дизайном брезговал, «младший» — можно смело отбросить. Созданное Альфредо ателье StudioTorino взялось за дизайн. И раньше Stola строила свои демонстрационные автомобили, например, Dedica на базе Fiat Barchetta. Но под них приглашались внешние дизайнеры, как, например, Гандини. Фирменным стало называть концепты по юбилею фирмы: Stola – 81 год, значит, S81. Похоже, это был своего рода финальный отсчет, поскольку от юбилейных концептов фирма перешла к претензиям на малые серии. Самым громким из работ Столы стал 700-сильный Maybach Exelero, рекордсмен. Наверное, так должен выглядеть страшный сон волчьего племени: огромный саблезубый кролик, от которого не скрыться.
Кролик-терминатор, который догонит и накажет. За всех…
Художник – страшная сила. Наверное, немцы попросили что-то немецкое, сильное. Самое, самое. Ну а итальянцы воплотили в этом то, что они думают о немецкой силе. Думают с тех времен, когда варвары ломились в римские города. Стилисты Maybach отвечавшие за презентацию концепта Excelero на Франкфуртском салоне в сентябре 2005 года явно прониклись не только стилем, но и зловещей концепцией его дизайна. Чудовище притаилось в полумраке, поблескивая адскими задними фонарями и вставной челюстью радиатора. Как пить дать, из крупповской стали. Благодаря нюансам традиции (и, конечно, финансово-правовым нюансам) в отношениях Stola и Альфредо Стола все как-то запутанно. Но разобраться можно. У Стола-внука уже есть собственный готический почерк: черное с красным. Так у Exelero есть собрат по цветовой гамме Spyder RK на базе Porsche Boxter. Тот же «нефтяной» оттенок черного, те же красные прожилки задних фонарей, тот же красный салон, в котором легко бы потерялся линчевский красный карлик из «Твин Пикс». Вместе с Алоисом Руфом, мастером по тюнингу Porsche, Альфредо довел машину до состояния самобытной авторской работы.
В их версии Boxter имел 420-сильный двигатель и мог разогнаться до
Занятно, что примерно в те же годы и от самой фирмы Stola был представлен собственный концепт Porsche GTS, имевший 480-сильный двигатель с турбонаддувом, разгонявший концепт до
В последние годы Stola решительно взяла курс на нишевое производство дорогого, и, возможно, у них получится. Уже мелькнул Fisker Tramonto от Stola, и Lancia Thesis – кажется, первый за годы родной длинный итальянский лимузин. Даже с претензией на серию. Между миром ярких богемных дизайнеров и вселенной транснациональных компаний с их знаменитыми брендами, затерялся мир субподрядчиков, чья роль в пестовании новых моделей ничуть не менее интересна, чем роль старших собратьев. Иногда они выходят из тени.
Газета.ru