Что даст Петербургу строительство трассы «Формулы-1″







Формула 1

Формула 1

В Петербурге разгорелась полемика: нужно нам строить трассу для гонок «Формулы-1″ или это бессмысленное, хотя и дорогое занятие? Поводом стал визит в Петербург Берни Экклстоуна — миллиардера и фактического владельца «Формулы-1″.


В начале 2007 года руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов направил руководству Формулы-1 предложение организовать этап серии в Санкт-Петербурге. Предполагается, что трасса может быть построена в южных пригородах города — в районе Пулковских высот или под городом Пушкин.


Экклстоун  вычеркнул этап в Мельбурне из календаря «Формулы-1″, поскольку местные власти отказались проводить ночную гонку, и 18 февраля в Концертном зале Мариинского театра Санкт-Петербурга на IX ежегодной церемонии Laureus World Sports Awards-2007 заявил о начале переговоров между ним и властями Санкт-Петербурга о строительстве специализированной трассы для Формулы-1. Однако от губернатора Экклстоун не получил ни ответа «да», ни ответа «нет».


Увяз в «болоте»


По популярности среди телезрителей «Формула-1″ из спортивных мероприятий уступает лишь чемпионату мира по футболу и Олимпиадам. Так что с точки зрения укрепления спортивного статуса этап «Формулы-1″ Петербургу не помешает. Но верится в такое развитие событий с трудом. Почему?


Потому что все разговоры и переговоры вокруг проведения «Гран-при России» (а ранее и «Гран-при СССР») ведутся уже почти три десятка лет, а где находится «воз», понятно и без подсказок. Между прочим, «вечный» Экклстоун, воодушевленный интересом на Западе к Олимпиаде в Москве, впервые приезжал на переговоры по этому вопросу еще в 1982-м, а годом позже твердо намеревался провести Гран-при прямо по московским улицам, даже включил его в предварительный календарь чемпионата. Но пробить «бюрократическую» стену тогда не удалось, несмотря на все посулы (Берни обещал советским боссам миллионы долларов прибыли, не требуя даже строительства автодрома). Не помогли Экклстоуну и письма Леониду Брежневу и Юрию Андропову. Поняв, что увяз в «болоте», босс «Формулы-1″ оперативно организовал этап в более покладистой социалистической стране — Венгрии (Гран-при на трассе Хунгароринг, кстати, проводится до сих пор).


Желание провести гонку на территории России у Берни осталось, однако проекты-однодневки автодромов (Подольск, Калининград, Тула, Москва…) в конце восьмидесятых — начале девяностых его на какой-то срок отбили. Экклстоун даже заявлял в тот период, что больше не заинтересован в «Гран-при России».


Потом настроение опять изменилось, и на рубеже тысячелетий казалось, что трассу топ-уровня для «Формулы-1″ построят-таки в Москве (точнее, в Нагатинской пойме), но даже интерес Юрия Лужкова к этой затее не помог сдвинуть проект.


А в Петербурге разговоры о строительстве автодрома в районе Пулковских высот тоже шли в конце девяностых, даже началась подготовка проектной документации… Но дальше дело не пошло.


Шантаж Россией


После большого перерыва, в начале 2007-го вновь обратить внимание на Петербург Экклстоуну предложил руководитель Федерального агентства по физкультуре и спорту Вячеслав Фетисов. Но опять инициатива развития не получила. И вдруг накануне вручения в Питере призов Laureus World Sports Award Берни в общении с западными СМИ вернулся к этому вопросу, заявляя направо и налево, что Россия ему чрезвычайно интересна, и место в календаре чемпионата нашему этапу найдется всегда — к примеру, можно взять и исключить Гран-при Австралии.


После чего Экклстоун начал рекламировать свой проект уже непосредственно на самой церемонии. Получив от ведущего Laureus World Sports Award, киноактера Кубы Гьюдинга-младшего (между прочим, обладателя «Оскара») необходимую реплику: «Может, когда-нибудь «Формула-1″ появится и в России?», владелец «Больших призов» выдал мини-представление прямо на сцене концертного зала Мариинки. «Я готов приезжать сюда до тех пор, пока этого не случится!» — эмоционально заявил Экклстоун и с улыбкой добавил, что в зале есть люди, от которых все зависит. Конечно же, намекая не только на губернатора Петербурга, но и на президента РФ, рядом с которым на церемонии награждения сидел двукратный чемпион мира в «Формуле-1″ финн Мика Хаккинен. Что тоже вселяло определенные надежды в сердца российских поклонников автогонок.


Церемония прошла, почетные гости разъехались, г-н Экклстоун поговорил с городскими властями… И выяснилось, что до рева моторов в Петербурге (вернее, в его окрестностях, ведь речь опять идет о строительстве трассы в районе Пулковских высот) по-прежнему очень далеко, что открыто признают и чиновники. Хитроумный Берни воспылал любовью к нашей стране не просто так — он никогда не забывал и не забудет о собственных финансовых интересах. Никакой особой любви к России, никакой благотворительности — Экклстоун не собирается отдавать Петербургу никаких отчислений в городской бюджет, к примеру, с прибыли от телетрансляций (а это самая большая статья доходов). Город может рассчитывать только на доходы от продажи билетов.


При этом городу придется раскошелиться на расходы по строительству автодрома (точные данные не озвучены, но речь идет о сотнях миллионов евро), его эксплуатацию и организацию Гран-при (около 30 миллионов евро в год). В общем, сомнительно, что затея окупится сама по себе, речь может идти разве что о возможных прибылях в сфере туризма. Поэтому привлечь частных инвесторов будет, мягко говоря, непросто.


Не совсем ясны и цели самого Экклстоуна — то ли он действительно, организовав в последние годы Гран-при Малайзии, Китая, Турции и подписав договор с Индией, вновь поверил в «формулический» потенциал России. То ли просто ведет свою игру, шантажируя старожилов мира «Больших призов» из Западной Европы и Австралии страшилкой «Будете плохо себя вести, возьму и отниму у вас этап в пользу России».


Европейцы в страхе должны модернизировать автодромы, австралийцы прекратить артачиться и согласиться на проведение ночной гонки. А россияне и дальше лить воду на «мельницу Экклстоуна» обещаниями построить суперсовременный автодром, не торопясь переходить от слов к делу.





gazeta.spb.ru