Concept Car |
Перед нами одна из немногих в мире попыток создания электромобиля, пригодного для замены традиционной пятиместной легковушки в качестве основного транспортного средства. Осталось только позаботиться о действительно широком распространении вдоль дорог и на улицах городов электрических «заправок».
На Женевском автосалоне норвежская компания TH!NK представила симпатичный концепт-кар с говорящим именем Ox (буквы латинские). Это полностью электрический автомобиль, рассчитанный на пятерых. Возможно, он не привлёк бы нашего внимания, если б норвежцы не объявили — это прототип их новой серийной машины, которая должна попасть на конвейер в 2011 году.
Это уже интересно. Серийных электромобилей в мире не так уж много. Причём в большинстве случаев речь идёт о совсем крошечных двух — или четырёхместных машинках типа тихохода ZENN. На таких только по центру города и кататься. А если нет-нет да и появляется модель с более приближенными к нормальным авто параметрами, так это почти наверняка оказывается дорогущий электрический спорткар, вроде англо-американского Tesla Roadster.
Важно, что Ox, показанный в Женеве, — не просто концепт, а первый образец машины, построенной TH!NK на инновационной платформе с тем же названием (Ox). Эта платформа подразумевает лёгкую сборку электромобилей с разным типом кузова.
Нижняя часть таких авто может быть одинаковой для целого ряда моделей. Здесь, в развитой пространственной раме, устроены отделения для аккумуляторов. Вверху же располагается силовая структура салона, на которую можно навешивать разные панели. Интересно, что панели эти — преимущественно неокрашенный пластик. По задумке компании, они, как и большая часть обивки интерьера, подлежат повторной переработке после утилизации авто.
Из полутора тонн, которые весит этот автомобиль,
О сотрудничестве A123 и норвежцев следует сказать особо. Американская компания специализируется на тяговых литиево-ионных батареях, отличающихся очень высокой удельной мощностью, так необходимой электромобилям или автогибридам.
И вот там же, в Женеве, фирма GE Energy Financial Services объявила, что вкладывает $20 миллионов в A123 Systems и $4 миллиона в TH!NK, с тем, чтобы эти партнёры вывели наконец на рынок массовые и сравнительно доступные электромобили, пригодные для поездок по загородным трассам.
Очевидно, речь идёт и о будущей машине, прообразом которой является опытный Ox.
Его электромотор, вращающий передние колёса, обладает номинальной мощностью 60 киловатт и пиковой 100 киловатт, что обеспечит тяжёлой, в общем-то, машинке разгон с места до сотни за 8,5 секунд. Максимальная скорость Ox составляет
Полная зарядка Ox от простой бытовой розетки 220 вольт/16 ампер займёт 12 часов, но на 80% его литиевые аккумуляторы можно заполнить за час.
В качестве альтернативы литиевым норвежцы намерены ставить на Ox батареи типа ZEBRA от швейцарской компании Mes Dea (такие же стоят на кругосветном такси). Они обладают рядом достоинств: приличной удельной ёмкостью, хорошей удельной мощностью и весьма умеренной ценой. Существенный недостаток один — это «горячие» батареи, рабочий режим которых 300 градусов Цельсия.
Зато с ними Ox сможет проезжать до
И неважно, сохранятся ли все особенности концепта при постановке Ox на конвейер. Ради снижения стоимости, полагаем, можно отказаться от его солнечных батарей на крыше (они, может, и не очень мощные, но всё же увеличивают пробег в солнечную погоду) и от электронной системы бесключевого доступа в салон, которая узнаёт водителя и настраивает положения руля, сиденья, зеркал, включает любимую радиостанцию и выводит на дисплей поступившую за время отсутствия человека электронную почту.
Спутниковая навигация и постоянное интернет-соединение, предусмотренные в платформе Ox, подразумевают регулярное общение машины с владельцем и подключение её ко всяким сервисам. А ещё тут есть двухсторонняя перекачка электричества (не только из сети в машину, но и из машины в сеть), как это задумано в очень модной концепции Vehicle-to-Grid (V2G), над которой особенно много в последнее время размышляют автостроители и энергетики в США.
Владельцы авто, совместимых с технологией V2G, могли бы продавать электричество энергетикам, в те часы, когда машина не используется, а цена на киловатты выше (в пик потребления). Заряжать же авто можно в часы, когда киловатты стоят меньше (во многих странах их цена зависит от времени суток).
Обычно о V2G говорят в связи с машинами на топливных элементах. Мол, владельцы будут заправлять такие легковушки водородом, а при случае — подключать их к сети, чтобы питать собственный дом или продавать электричество местной энергосети. Но и для «чистых» электромобилей возможность двусторонней перекачки энергии может оказаться полезной.
Логичен вопрос: концепт, конечно, выглядит соблазнительно, но насколько компания TH!NK готова стать массовым автопроизводителем?
Спокойно. У TH!NK уже имеется многолетний опыт в постройке электромобилей. Причём серийных. В арсенале норвежцев есть модель City (это уже пятое поколение данного авто). Продавала их компания только в Норвегии. Но всё же по дорогам этой страны ныне бегает 1200 TH!NK. Не так уж мало.
Однако последняя версия City должна пойти дальше. Её продажи в Норвегии начнутся вот-вот — нынешней весной, по цене порядка 20 тысяч евро. Позднее в нынешнем же году City придёт в Данию и Швецию. А в 2009-м его должны продавать уже во всех основных европейских столицах.
Посадочная формула этой крошечной (длина
Негусто. Зато выхлоп — нулевой. И расход бензина — тоже. Его, как понимаете, тут просто нет. Кстати, норвежская компания намерена предлагать вместе с авто и пакет услуг, в которые будут входить обслуживание автомобиля, его страховка и заправка электричеством — всё вместе за 200 евро в месяц.
Вероятно, это достаточно привлекательные условия для тех, кто помногу ездит по городу в гордом одиночестве или с парой пакетов из магазина. Потому TH!NK намерена в 2009 году увеличить выпуск
www.membrana.ru