«Ижавто» предложен «АвтоВАЗу»








Авто России

Авто России
Группа «Сок» ведет переговоры с «АвтоВАЗом» о продаже ему завода «Ижавто».


Об этом сообщил президент группы «Сок» Алексей Савченков. Подробностей переговоров и причину продажи завода группа «Сок» не раскрывает — представитель компании отказался от дополнительных комментариев. Источник, близкий к группе «Сок», лишь отметил, что переговоры начались несколько месяцев назад и близки к завершению. Оценка предприятия будет готова в ближайшее время, уточнил президент группы «АвтоВАЗ» Борис Алешин, — после этого «АвтоВАЗ» примет решение, идти ли в эту сделку.


«АвтоВАЗ» готовит новую программу производства на 2008-2012 гг. и планирует увеличить выпуск машин до 1 млн. шт. в год. Так что заводу нужны дополнительные производственные мощности и желательно, чтобы производство стало географически диверсифицированным, ведь сейчас «АвтоВАЗ» — это практически одна площадка в Тольятти, отметил Алешин.


«АвтоВАЗ» и группа «Сок» уже пытались договориться о сделке по «Ижавто» и вели переговоры летом 2006 г., но переговоры ни к чему не привели. Мощности «Ижавто» равны 220 тыс. машин в год, но в 2007 г. завод выпустил 78 802 машин — в основном это модели Kia — Spectra, Rio и Sorento. Что будет с производством моделей Kia в случае покупки завода «АвтоВАЗом», руководство тольяттинского предприятия пока не решило. Надо изучить, какие договоренности есть между Kia и группой «Сок», понять экономику проекта, заметил Алешин.


Но источник, близкий к группе «Сок», уверяет, что «Сок» будет настаивать на том, чтобы «АвтоВАЗ» сохранил выпуск моделей Kia. Ведь у «Ижавто» есть обязательства перед корейским автоконцерном.


Стоимость «Ижавто» аналитик «Капитала» Михаил Пак оценивает в $490 млн. По его мнению, покупка этой площадки имеет смысл для «АвтоВАЗа». На нее «АвтоВАЗ» мог бы вывести выпуск старых моделей, освободив конвейер в Тольятти под расширение выпуска новых перспективных моделей. Но желание «Сока» гарантировать продолжение выпуска Kia на «Ижавто», по мнению Пака, может затруднить переговоры. Ведь модели Kia работают примерно в одинаковом сегменте с Renault Logan, на базе которой французский концерн и «АвтоВАЗ» планируют разрабатывать совместные модели.


Группа СОК намерена продать АвтоВАЗу свой единственный автосборочный актив. Помимо «ИжАвто» группа контролирует завод «Рослада», однако он был остановлен еще в 2006 году, а его мощности законсервированы. Кроме того, на «Росладе» есть только сборочный конвейер, но нет линий по сварке и окраске кузовов автомобиля. Поэтому единственный автосборочный проект — выпуск корейской Kia — группа СОК ведет на «ИжАвто». В подготовку производства Kia было вложено не менее $100 млн. Одновременно с этим дочерняя компания СОКа — SOKIA — получила статус генерального дистрибутора марки Kia в России и выстроила сеть из 112 сертифицированных дилеров. Сколько было вложено в продвижение Kia и сколько сейчас SOKIA зарабатывает на дистрибуции, в компании не говорят.


В СОКе лишь подчеркивают, что «заинтересованы в развитии отношений с корейскими партнерами». Однако на АвтоВАЗе дают понять, что в случае покупки «ИжАвто» сборка Kia на заводе будет остановлена. «Мы не уверены, что корейская сторона заинтересована в больших объемах производства и, как следствие, в его глубокой локализации», — отметил 3 февраля Борис Алешин. Таким образом, продавая «ИжАвто», группа СОК рискует остаться без единственного партнера по автосборке.


Михаил Пак из ИФД «Капиталъ» считает, что в СОКе это понимают, но осознанно выставили оферту АвтоВАЗу. По мнению аналитика, рано или поздно Kia сама лишит SOKIA статуса генерального дистрибутора в России и учредит собственную компанию-импортера. Так уже поступили все иностранные производители массовых марок, работающие в России, в том числе крупнейший акционер Kia концерн Hyundai (владеет 40% акций Kia). Летом 2007 года Hyundai лишил дистрибуции своих моделей дилерский холдинг «Рольф». «Группе СОК логично выйти из проекта с Kia сейчас, зафиксировав максимальную прибыль, — рассуждает Михаил Пак.- Именно сейчас АвтоВАЗ нуждается в дополнительных мощностях, и не факт, что он будет готов платить за «ИжАвто» потом». Оценку «ИжАвто», приведенную в оферте Юрием Качмазовым, господин Пак считает «справедливой». Когда истекает срок дистрибуторского соглашения с Kia, в SOKIA не поясняют. Связаться со штаб-квартирой Kia не удалось.


Михаил Пак не исключает, что Kia сама сделала предложение группе СОК о покупке «ИжАвто». Он отмечает, что Kia сейчас неплохо продается в России (78,6 тыс. за 2007 год, девятое место среди иномарок, данные Ассоциации европейского бизнеса) и, «возможно, хотела бы иметь собственное производство на российском рынке» (сейчас корейский концерн зарабатывает только на поставке машинокомплектов). Если предложение от Kia на покупку «ИжАвто» поступало, то СОК мог выставить оферту АвтоВАЗу, чтобы поднять стоимость актива.


Будет ли АвтоВАЗ в этой ситуации покупать «ИжАвто», пока непонятно. По мнению Марины Иркли из «Велес Капитала», АвтоВАЗ был бы гораздо более заинтересован в развитии «ИжАвто», нежели СОК и Kia. Однако, по словам нескольких топ-менеджеров АвтоВАЗа, решение о покупке «ИжАвто» будет зависеть от итогов переговоров завода с Renault. Стороны должны определиться с тем, в каких цехах АвтоВАЗа размещать выпуск новых моделей на платформе Renault. Ранее источники поясняли, что наиболее вероятен вариант размещения их производства в старых корпусах по выпуску «классики». Закрыть производство «классики» АвтоВАЗ не может (это самая дешевая линейка в его продуктовом ряду, на которую приходится более 25% продаж), поэтому необходимо переносить его на другое предприятие. По словам одного из топ-менеджеров АвтоВАЗа, одной из сложностей полного переноса «классики» на «ИжАвто» является то, что у этого предприятия нет своей штамповки автомобильных кузовов (на «ИжАвто» стоят линии по сварке и окраске кузова).


По мнению аналитика ФК «Открытие» Кирилла Таченникова, для того чтобы построить производство, аналогичное по мощности «ИжАвто» (220 тыс. автомобилей в год), АвтоВАЗу сегодня потребовалось бы потратить 800 млн. долл., поэтому условия сделки выгодны заводу. Он предположил, что в Ижевск будет перенесено производство существующего модельного ряда, чтобы освободить место в Тольятти для производства новых моделей, разработанных в сотрудничестве с Renault.


ОАО «ИжАвто» находится в Ижевске (Удмуртия). В 2007 году объем продаж составил 79,5 тыс. автомобилей. Выручка от реализации — 23,1 млрд. руб. (рост на 27%). На «ИжАвто» с августа 2005 года осуществляется сборка автомобилей Kia Spectra, с декабря 2006 года — Kia Rio JB, с марта 2007 года — внедорожники Kia Sorento. Также «ИжАвто» производит автомобили ВАЗ-21043 и Иж-27175 «фургон». Проектная мощность завода составляет 220 тыс. автомобилей в год. Входит в группу СОК наряду с несколькими предприятиями по производству автокомпонентов. Автомобили Kia также собираются в России на «Автоторе».





Юлия Федоринова, Глеб Столяров, Ведомости