Авто России |
«В Калининградской области есть такое предприятие, как «Автотор». Это классический пример «отверточной» сборки автомобилей», — заявил г-н Бельянинов в Совете Федерации. Он подчеркнул, что перед «Автотором» стоит задача организовать на территории России производство агрегатов, узлов и деталей к автомобилям. «К сожалению, по нашей оценке, этого не происходит», — констатировал глава ФТС. Он также отметил и завод Ford во Всеволожске. «По условиям инвестиционного контракта 40% расходов, относящихся на себестоимость этого проекта, должно приходиться опять же на организацию производств такого рода комплектации на территории РФ», — продолжил г-н Бельянинов. По его словам, действительные же расходы не всегда соответствуют декларируемым.
Минэкономразвития еще в начале 2006 года подписало с рядом автопроизводителей соглашения о промсборке, в соответствии с которыми они могут ввозить автокомпоненты по сниженным пошлинам (в 2005 году правительство выпустило постановление, согласно которому импортные пошлины на автокомпоненты для промышленной сборки на территории страны были снижены с 12,5 до 3%). Взамен производители должны были наладить производство автокомплектующих в России. «Автотор» таких соглашений не подписывал, так как Калининградская область, где располагается предприятие, является открытой экономической зоной (ОЭЗ), нахождение в которой позволяет заводу беспошлинно импортировать автокомпоненты для сборки автомобилей Chevrolet, Kia, Chery, BMW, Cadillac, Hummer и Yuejin. В апреле прошлого года чиновники обязали «Автотор» организовывать сварку и окраску кузова по всем будущим проектам, а уже летом Минпромэнерго и МЭРТ начали готовить постановление правительства о полном лишении «Автотора» таможенных льгот на ввоз автокомпонентов. На рынке говорили, что если оно будет подписано, то с начала 2008 года предприятие может оказаться на грани банкротства. Ведомства, правда, были готовы оставить «Автотору» льготы, если он переведет все названные проекты на полный цикл сборки. В какой стадии находится сейчас это постановление, пока неизвестно, да и «Автотор» продолжает работать.
По мнению экспертов, ждать от властей скорейшего введения санкций в отношении провинившихся автоконцернов вряд ли стоит. Скорее власти пока ограничатся очередным предупреждением, считает Игорь Краевский из ИГ «Антанта-Пиоглобал». Правда, по словам Ильи Макарова из UBS, вполне реально, что санкции могут быть применены, когда истекут сроки соглашений.
Правда, в прошлом году МЭРТ в рамках механизма промышленной сборки заключил еще 13 инвестсоглашений как с иностранными автогигантами, так и с российскими производителями автомобилей и автокомпонентов по созданию новых производств на территории России, а также 46 соглашений о намерениях (последние дают возможность компаниям подписывать с МЭРТ инвестсоглашения в рамках механизма промсборки). Согласно данным Минэкономразвития, по итогам прошлого года общий объем инвестиций в российскую автомобильную отрасль в рамках соглашений, заключенных в 2007 году, составит более 1,8 млрд. долларов.
Так, в конце прошлого года одной из первых ласточек стала Mitsubishi, заключившая с МЭРТ соглашение о предоставлении льгот на импорт автокомпонентов. А недавно замдиректора департамента инвестполитики МЭРТ Дмитрий Левченков, курирующий в министерстве переговоры с иностранными автопроизводителями, сообщил, что Mitsubishi уже до второго квартала текущего года подпишет с администрацией Калужской области инвестсоглашение о строительстве в регионе автомобильного производства.
Немецкий концерн Volkswagen также намерен подписать с МЭРТ два новых инвестиционных соглашения: по производству двигателей и коробок передач, а также других компонентов. Соглашение по промпроизводству двигателей и КПП будет действовать семь лет, а по другим автокомпонентам — пять лет. Локализация по обоим проектам запланирована на уровне 50%.
Ирина Цырулева, Время новостей