Сборочный вопрос








Авто России

Авто России
Глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов 30 января заявил, что некоторые российские предприятия по сборке иномарок не обеспечивают необходимых объемов выпуска автокомпонентов на территории России. В числе провинившихся — завод Ford во Всеволожске и калининградский «Автотор».


«В Калининградской области есть такое предприятие, как «Автотор». Это классический пример «отверточной» сборки автомобилей», — заявил г-н Бельянинов в Совете Федерации. Он подчеркнул, что перед «Автотором» стоит задача организовать на территории России производство агрегатов, узлов и деталей к автомобилям. «К сожалению, по нашей оценке, этого не происходит», — констатировал глава ФТС. Он также отметил и завод Ford во Всеволожске. «По условиям инвестиционного контракта 40% расходов, относящихся на себестоимость этого проекта, должно приходиться опять же на организацию производств такого рода комплектации на территории РФ», — продолжил г-н Бельянинов. По его словам, действительные же расходы не всегда соответствуют декларируемым.


Минэкономразвития еще в начале 2006 года подписало с рядом автопроизводителей соглашения о промсборке, в соответствии с которыми они могут ввозить автокомпоненты по сниженным пошлинам (в 2005 году правительство выпустило постановление, согласно которому импортные пошлины на автокомпоненты для промышленной сборки на территории страны были снижены с 12,5 до 3%). Взамен производители должны были наладить производство автокомплектующих в России. «Автотор» таких соглашений не подписывал, так как Калининградская область, где располагается предприятие, является открытой экономической зоной (ОЭЗ), нахождение в которой позволяет заводу беспошлинно импортировать автокомпоненты для сборки автомобилей Chevrolet, Kia, Chery, BMW, Cadillac, Hummer и Yuejin. В апреле прошлого года чиновники обязали «Автотор» организовывать сварку и окраску кузова по всем будущим проектам, а уже летом Минпромэнерго и МЭРТ начали готовить постановление правительства о полном лишении «Автотора» таможенных льгот на ввоз автокомпонентов. На рынке говорили, что если оно будет подписано, то с начала 2008 года предприятие может оказаться на грани банкротства. Ведомства, правда, были готовы оставить «Автотору» льготы, если он переведет все названные проекты на полный цикл сборки. В какой стадии находится сейчас это постановление, пока неизвестно, да и «Автотор» продолжает работать.


По мнению экспертов, ждать от властей скорейшего введения санкций в отношении провинившихся автоконцернов вряд ли стоит. Скорее власти пока ограничатся очередным предупреждением, считает Игорь Краевский из ИГ «Антанта-Пиоглобал». Правда, по словам Ильи Макарова из UBS, вполне реально, что санкции могут быть применены, когда истекут сроки соглашений.


Правда, в прошлом году МЭРТ в рамках механизма промышленной сборки заключил еще 13 инвестсоглашений как с иностранными автогигантами, так и с российскими производителями автомобилей и автокомпонентов по созданию новых производств на территории России, а также 46 соглашений о намерениях (последние дают возможность компаниям подписывать с МЭРТ инвестсоглашения в рамках механизма промсборки). Согласно данным Минэкономразвития, по итогам прошлого года общий объем инвестиций в российскую автомобильную отрасль в рамках соглашений, заключенных в 2007 году, составит более 1,8 млрд. долларов.


Так, в конце прошлого года одной из первых ласточек стала Mitsubishi, заключившая с МЭРТ соглашение о предоставлении льгот на импорт автокомпонентов. А недавно замдиректора департамента инвестполитики МЭРТ Дмитрий Левченков, курирующий в министерстве переговоры с иностранными автопроизводителями, сообщил, что Mitsubishi уже до второго квартала текущего года подпишет с администрацией Калужской области инвестсоглашение о строительстве в регионе автомобильного производства.


Немецкий концерн Volkswagen также намерен подписать с МЭРТ два новых инвестиционных соглашения: по производству двигателей и коробок передач, а также других компонентов. Соглашение по промпроизводству двигателей и КПП будет действовать семь лет, а по другим автокомпонентам — пять лет. Локализация по обоим проектам запланирована на уровне 50%.





Ирина Цырулева, Время новостей