Автостоп |
Котировки ведущего американского автопроизводителя General Motors (GM) выросли на торгах 1 июля на 15,3% после публикации статистических данных о динамике авторынка США за июнь. Объем продаж упал до 15-летнего минимума, однако GM удалось сохранить лидирующие позиции.
Рекордный рост цен на топливо и падение стоимости грузовиков и внедорожников нанесли серьезный удар по продажам в этом сегменте. В то же время в секторе малолитражных легковых и гибридных автомобилей крупнейшие производители, в том числе Toyota Motor Corp., с трудом пытались не отставать от спроса на отдельные модели, которые становятся особенно популярными на фоне проблем с топливом. Главным сюрпризом стали июньские результаты корпорации GM, которой удалось сохранить первое место на американском рынке, не уступив японской Toyota. С учетом поправок на количество рабочих дней продажи GM в июне сократились только на 8% против среднего прогноза о снижении более чем на 15%. Акции GM, которые демонстрировали отрицательную динамику в последние два месяца, а потом упали до 54-летнего минимума, выросли на 15% после публикации данных по обороту компании за июнь.
По мнению аналитиков, умеренное снижение показателей в июне говорит об эффективности программы стимулирования в GM. Toyota же в противоположность тенденции последнего времени, упустив хорошие возможности на фоне роста популярности экономичных и компактных автомобилей, в июне продемонстрировала худшую динамику по сравнению с GM: японская компания зафиксировала сокращение продаж на 21%, при этом на 31% сократился оборот по грузовым моделям. Продажи гибридных автомобилей, в том числе ведущей модели Prius, снизились на 27%.
В июне количество машин у автодилеров Toyota отставало от спроса. Покупатели в США столкнулись с шестимесячными очередями на приобретение популярных марок. Японская компания сообщила, что в этом году сможет лишь частично выполнить полученные заказы за счет поставок со специализированного завода Prius в Японии. Кроме того, Ford Motor зафиксировал снижение продаж на 28%, Chrysler — на 36%, что стало худшим показателем по отрасли. В отличие от конкурентов Honda Motor нарушила общую тенденцию, увеличив продажи в США на 1%.
Американские корпорации теряют долю на рынке в пользу азиатских производителей, констатирует эксперт по автопрому компании Ernst&Young Иван Бончев. В то же время об угрозе банкротства кого-либо из крупнейшей тройки пока говорить рано, считает аналитик. Это большие концерны, способные выделить ряд активов: так, позитивными моментами для Ford Motor стала продажа Landrover и Jaguar, а также возможная продажа Volvo. С учетом стагнации традиционных рынков общей тенденцией становится перенос производства в развивающиеся страны, продолжает аналитик ИБ «КИТ финанс» Денис Соколов. Хотя американским автопроизводителям сложно инвестировать в растущие рынки из-за кризиса ликвидности, им необходимо сохранить позиции на глобальном рынке, подытоживает Бончев.
* * *
3 июля на торгах в США акции General Motors рухнули на 15,1% после того, как Merrill Lynch понизил рекомендацию по ним и заявил, что крупнейший автопроизводитель США может столкнуться с угрозой банкротства. К закрытию торгов 3 июля цена акции GM упала до $9,98 — самого низкого уровня со 2 сентября 1954 г. Капитализация сократилась до $6,65 млрд.
Значительное падение продаж автомобилей в США может продолжиться и в 2009 г., написал в отчете аналитик Merrill Lynch Джон Мерфи. «Если ситуация на рынке продолжит ухудшаться, нельзя исключить банкротства GM», — считает он. По мнению Мерфи, компании придется привлечь дополнительные средства в размере $15 млрд. Прогнозная цена акции GM была снижена Мерфи сразу на 75% до $7. За последние 12 месяцев бумаги GM упали на 74%; это самое значительное падение среди 30 компаний, входящих в индекс Dow Jones Industrial Average.
Другие банки оценивают положение GM не столь пессимистично: в июне аналитики Bank of America говорили о необходимости привлечения $8 млрд., J. P. Morgan Chase — о $10 млрд. 3 июля аналитик J.P.Morgan Химаншу Патил подтвердил свою оценку: GM не стоит перед непосредственной угрозой банкротства, компании нужно привлечь $10 млрд., чтобы пережить спад на автомобильном рынке США. Недавно на момент сдачи номера акции GM подорожали на 0,27% до $10,25 за штуку.
У компании «достаточно ликвидности и финансовой гибкости, чтобы обеспечить потребности в фондировании на 2008 г.», говорится в распространенном заявлении пресс-секретаря GM Рени Рашид-Мирем. GM может «сократить структурные затраты, продать непрофильные активы, сократить другие капитальные расходы», утверждает она. 1 июля компания заявила, что сократит в III квартале производство в Северной Америке на 12% до 900000 автомобилей.
Business&Financial Markets