ОСАГО о битой машине








Автострахование

Автострахование
Попавшие в ДТП автомобилисты могут теперь рассчитывать на увеличение сумм выплат, предусмотренных полисом ОСАГО. Согласно принятому Верховным судом России решению помимо ремонта страховые компании обязаны оплачивать и утрату товарной стоимости (УТС) пострадавшего транспортного средства — иначе говоря, разницу между ценой автомобиля до и после аварии.
Регламентирующий размер выплаты ущерба пункт Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (а именно первый абзац подпункта «б» п. 63) оспорили два частных лица — Алексей Андреев и Руслан Ногаев. В своем исковом заявлении они указали на его несоответствие законодательству и в первую очередь Гражданскому кодексу и федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в дополнение к которому и принимались эти правила.
«Основной целью закона является защита прав собственника, и правила не должны ограничивать права потерпевших», — заявил на суде представитель истцов адвокат Радимир Семенов. Согласно действующим нормам «в случае повреждения имущества потерпевшего размер страховой выплаты определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая (восстановительных расходов)». «Сюда не входит утрата товарной стоимости», — объяснил суть претензий Семенов. Между тем после аварии стоимость автомобиля, пусть и полностью отремонтированного, заметно уменьшается — битая машина, как правило, на десять и более процентов стоит дешевле небитой. В то же время согласно ст. 15 ГК, потерпевший может требовать полного возмещения причиненных ему убытков: реального ущерба и упущенной выгоды. В связи с этим истцы и предложили взыскивать эти средства со страховщиков.
Представитель правительства Наталья Янина просила суд отказать в удовлетворении искового заявления. По ее мнению, в ряде случаев утраты товарной стоимости может и не быть. «Нигде не определено, что автомобиль, попавший в аварию, теряет в стоимости, — заявила Янина. — В ряде случаев после ремонта может произойти увеличение рыночной стоимости автомобиля. Например, при замене старых деталей на новые». К тому же, по ее мнению, существуют дополнительные виды страхования для полного возмещения вреда, включая моральный вред и вред, причиненный здоровью. «Собственник что, хочет, чтобы имущество было приведено в еще более лучшее состояние, чем оно было?» — вопрошала она.
Но судья Николай Толчеев принял сторону истцов, признав частично недействующим пункт правил «в части, исключающей из состава страховой выплаты величину утраты товарной стоимости». Если решение Верховного суда вступит в законную силу (вполне возможно, что оно будет обжаловано), в правила будет внесена соответствующая ссылка, которой и должны будут руководствоваться страховые компании. Изменения коснутся также и тех автомобилистов, которые получили отрицательное решение суда на свои требования на возмещение УТС, но сроки давности еще не истекли. Основываясь на решении ВС, они смогут в порядке надзора получить денежную компенсацию за свои автомобили.
«Принятое решение крайне важно для потребителей, — считает президент Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. — Действующий сейчас порядок возмещения ущерба по ОСАГО не учитывает интересы клиентов страховых компаний. Рентабельность страховщиков позволяет им возмещать весь ущерб: сегодня на выплаты уходит до 50% от собранных средств, в то время как в развитых странах эта цифра достигает 70-80%. Если данное решение суда вступит в силу, то выплаты увеличатся на 10-15%. Впрочем, страховое сообщество неохотно идет на встречу потребителям, и, думаю, что компании будут часто отказывать в возмещении ущерба при утрате товарной стоимости и обращения в суд не прекратятся. Все будет зависеть от того, как активно будет действовать Росстрахнадзор».
Сами страховщики на решение ВС отреагировали по-разному. По мнению гендиректора компании «Ингосстрах» Александра Григорьева, результатом подобных изменений станет дальнейшее повышение убыточности ОСАГО, но роста тарифов, по его мнению, в ближайший год ожидать не стоит.
Председатель совета директоров перестраховочного общества «Находка Ре» Виктор Юн, в свою очередь, указал на отсутствие точной интерпретации термина «утрата товарной стоимости»: «Это непонятно что. Как ее определить, эту утрату? Когда мы говорим, что замена крыла стоит столько-то, — это можно подтвердить. А когда говорят, что оно стоило столько-то, а теперь столько-то, — как это подтвердить?» По мнению Юна, после принятия такого решения суды будут завалены исками, а поскольку суды, как правило, принимают сторону физического лица в споре со страховой компанией, то страховщики просто будут платить необоснованные суммы.





Газета