Арбитражный суд зафиксировал рост числа претензий автомобилистов к страховщикам







Автострахование

Автострахование

Количество претензий страхователей ОСАГО к страховщикам с начала этого года резко увеличилось — сейчас в арбитражном суде рассматривается ежедневно до трех споров. Ассоциация страховщиков признает — проблема есть, но пока можно оказать на компании только моральное давление. Усовершенствование законодательства, предполагают участники рынка, хоть и упростит отношения клиентов с инстанциями, но, вероятнее всего, приведет к удорожанию ОСАГО.
Количество судебных разбирательств в арбитражном суде Красноярского края, связанных с ОСАГО, в среднем составляет 2–3 в день, сообщила судья арбитражного суда Наталья Хорошева на пресс-конференции в красноярском пресс-центре «Интерфакс-Сибирь». «Показатель держится на этом уровне с начала 2006 года, до того он был заметно ниже», — пояснила она.
Наиболее распространенными видами заявлений, по ее словам, являются иски автовладельцев к страховым компаниям о взыскании не выплаченной им суммы страхового возмещения, а также иски страховщиков к другим страховым компаниям в порядке суброгации. «Арбитражный суд рассматривает дело также в некоторых исключительных случаях. К примеру, когда ДТП было совершено в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, когда участник ДТП оставил транспортное средство и покинул место происшествия», — сказала Н.Хорошева.
Кроме того, часто оспариваются отказы страховых компаний о выплате страхового возмещения в случаях, если участник ДТП не был указан в страховом полисе. На протяжении продолжительного времени в таких случаях практиковались отказы во взыскании страховых выплат. Теперь же, по словам судьи, «упор делается не на то, кто указан в страховом полисе, а на установление факта фактического владения транспортным средством на законном основании».
Президент Сибирской Ассоциации Страховщиков Валерий Ревкуц подтверждает: «Вынужден признать, что некоторые страховые компании действительно пытаются любыми способами избежать выплат. Ассоциация пытается бороться с этим явлением, но мы не можем применить никаких юридических мер к недобросовестным участникам рынка, только высказать общественное презрение и исключить из ассоциации. Но даже такое воздействие оказывает достаточным — не так давно представители одной из исключенных компаний принесли свои извинения и пообещали, что подобные действия с их стороны не повторятся».
Рост количества исков происходит, в том числе и потому, что законодательство по ОСАГО — сравнительно молодое и несовершенное. Работа над ним ведется очень активно.
Так, Верховным судом было дано понятие утраты товарной стоимости транспортного средства — уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств. Утрата товарной стоимости была признана реальным ущербом, который должен быть возмещен в рамках страхового лимита.
Кроме того, в закон об ОСАГО были внесены изменения, которые зафиксировали необходимость независимой технической экспертизы, которую может провести как страховая компания, так и страхователь. При этом непредоставление транспортного средства на экспертизу страховщику не является основанием для отказа в страховой выплате.
Наталья Хорошева также рассказала о готовящемся законопроекте, который подразумевает создание системы прямого возмещения убытков, единого информационно-расчетного центра и фонд выплат. Кроме того, планируется сокращение минимальных сроков страхования, изменение страховых сумм, исключение страхового лимита в случае причинения вреда жизни и здоровью пострадавшего.
Банковский комитет Госдумы накануне рекомендовал принять в первом чтении ряд поправок к закону об ОСАГО. Поправками устанавливается размер выплаты по риску нанесения вреда жизни и здоровью в объеме до 160 тыс. руб. на одного потерпевшего, тогда как сейчас он ограничен 250 тыс. руб. на всех пострадавших. Вводится процедура прямого урегулирования, когда пострадавший в ДТП обращается за возмещением не к страховой компании виновника аварии, а к собственному страховщику ОСАГО. Третьей новацией стала инициатива по введению возможности оформления документов о ДТП без участия сотрудников милиции, прямо на месте происшествия. Такой порядок предложен для случаев, когда ущерб пострадавшего в аварии не превышает 25 тыс. руб.
Но пока судья предполагает, что нормы, упрощающие жизнь клиентам страховых компаний, увеличат цену страховых услуг. «После создания единой базы некоторые страховые компании, возможно, начнут работать в убыток. Так что следует ожидать увеличения тарифов на страховые услуги», — отметила г-жа Хорошева.





Красноярск.Биз