Автострахование |
Страховые компании в Удмуртии отказываются от продажи полисов ОСАГО в пользу других видов страхования. Эксперты предполагают, что впоследствии это негативно отразится на деятельности страховщиков.
Аналитики прогнозируют кризис рынка обязательного автострахования. По оценкам экспертов в республике, убыточность по ОСАГО составляет сейчас 75%. Причина такой ситуации – растущая инфляция, рост цен на автомобили наряду с неиндексируемыми тарифами на «автогражданку».
В преддверии кризиса. У клиентов страховых компаний, где выплаты превышают сборы, могут возникнуть проблемы с возмещением убытков по ОСАГО. Так, в среднем за день в Удмуртии в одну страховую компанию обращается до 30 человек за возмещением убытков.
По ОСАГО для физлиц не поднимались тарифы с 2003 года, а за это время существенно выросла инфляция, подорожал ремонт ТС, – по некоторым позициям до 40–50% по отношению к 2003 году, когда вышел закон об ОСАГО. Все это приводит к росту убыточности. «Как следствие, компании, не имеющие серьезных учредителей, собственных накопленных активов, могут иметь сложности. Естественным процессом считается банкротство мелких компаний на рынке автострахования в части ОСАГО. Мы не сомневаемся в том, что ОСАГО будут заниматься крупные федеральные бренды, потому что на этом рынке очень тяжело работать региональным организациям», – рассказывает Оксана Васильева, начальник отдела прямых продаж ООО СК «Цюрих. Ритейл» в г. Ижевске. Между тем, не только региональные и средние компании сокращают свои портфели по ОСАГО, это касается и лидеров рынка.
У ОАО «МРСК» по итогам полугодия 2008 года сборы по ОСАГО остались на прежнем уровне. Это подтвердила Светлана Александрова, заместитель директора ОАО «МРСК», и добавила, что при этом сборы по КАСКО выросли почти на 27%. «В целом по рынку это уже сложившийся тренд, когда страховые компании диверсифицируют свои портфели. За первое полугодие 2008 года в России по ОСАГО сборы превысили 39 млрд. рублей (рост на 12,9%, при этом выплаты составили 22,5 млрд. рублей (рост на 22,1%)», – говорит г–жа Александрова.
Зеленый коридор. Страховщики признают, чтобы удержаться на рынке, приходится возмещать потери за счет других видов страхования. Поэтому развиваются кросс–продажи. «Проанализировав парк застрахованных машин по ОСАГО, наши специалисты поняли, что определенные виды автомобилей невыгодно страховать. Поэтому изменилась система стимулирования агентов», – рассказал Александр Истомин, заместитель директора по продажам филиала ОСАГО «Россия» в г. Ижевске.
Некоторые компании вовсе планируют отказаться от ОСАГО. По мнению экспертов «bс», такой способ очень рискованный. Компании пытаются снизить свою убыточность по ОСАГО, но при этом идет неминуемое сокращение портфеля по другим видам страхования. Кроме того, они рискуют потерять часть клиентов, тем самым «перекрывая себе кислород». Не секрет, что ОСАГО – это зеленый коридор для работы с клиентами по другим видам страхования. Сокращение портфеля по ОСАГО скажется уже через год, когда компании начнут терять клиентов и недополучат страховые премии по другим видам страхования.
Спасение. Большинство страховщиков возлагает надежды на новые законы, которые Госдума рассмотрит этой осенью. Российский союз автостраховщиков (РСА) отправил в правительство предложение о повышении тарифов ОСАГО для физических лиц на 22 процента (до 2417 рублей), а также увеличение минимального территориального коэффициента с 0,5 до 0,6. Минфин пообещал рассмотреть этот документ во второй половине 2008 года.
Это необходимые меры, считает Светлана Александрова: «Уровень выплат поднимается с каждым годом, цены на ремонт растут, плюс инфляция. А тарифы остаются на прежнем уровне. Поэтому инициатива РАС по поднятию их на 22% процента сейчас как никогда актуальна». Сейчас лимит, предусмотренный по ОСАГО, составляет 400 тысяч рублей, эта сумма недостаточна, потому что сумма возмещения растет. По мнению Александра Истомина, эту поправку очень трудно будет продвинуть РСА. «Слишком тяжело приняли автомобилисты в 2003 году закон об ОСАГО, а сейчас это вызовет еще больший резонанс», – предполагает г–н Истомин. «В сентябре состоится заседание Госдумы, на котором депутаты рассмотрят Проект поправок к закону об автостраховании, очевидно, там будут некоторые изменения, ввиду которых материальная ответственность СК будет увеличена. Соответственно, компании, которые обладают определенным уставным капиталом, который не позволит им принимать риски на себя, будут искать новую нишу», – добавляет Оксана Васильева.
По данным Интернет–портала «Страхование сегодня», сбор премий за первое полугодие 2008 года по ОСАГО в Удмуртии составил 299345 тысяч рублей. Лидеры остались прежними – Росгосстрах–Поволжье (119815 тысяч рублей), Цюрих–ритейл (3958), Согласие (9265), Военно–страховая компания (5628), ОСАО Россия (5628). По прогнозам страховщиков, по итогам 2008 года рост сборов по ОСАГО снизится, при этом ожидается рост сборов по страхованию каско автотранспорта граждан не менее чем на 50–55%. Росту премий по «автокаско» способствует также увеличение продаж автомобилей в кредит и общий рост личных доходов. «Если говорить о каско, это продукт с самым активным спросом потребителей. Вместе с ОСАГО виды страхования оправдали возлагаемые на них надежды. Учитывая то, что у страховых компаний – лидеров в автостраховании, тарифы обоснованы, можно утверждать, что рынок автострахования становится более цивилизованным», – добавляет Оксана Васильева. Стоимость страховки «автокаско» складывается из двух параметров: рыночной цены автомобиля и страхового тарифа. Если при страховании новых автомобилей применяемые тарифы довольно сильно дифференцированы, то для автомобилей «в возрасте» ставки более универсальны и зависят, в основном, от престижности и дороговизны марки, а также от привлекательности модели автомобиля с точки зрения угонщиков (чем выше класс, тем выше тариф). В целом сейчас, несмотря на кризисную ситуацию на рынке автострахования, эксперты уверены, что этот сегмент еще долго будет единственным локомотивом роста розничного рынка страхования, в основном за счет КАСКО.
Справка
По данным исследовательского центра портала SuperJob.Ru, 45% россиян, имеющих водительские права, уверены в том, что ОСАГО является реальной помощью на дорогах, Женщин среди них несколько больше, чем мужчин (49% против 44%). Однако некоторые респонденты все же уточняют, что наличие ОСАГО помогает водителям «только в некоторых случаях», в сложных же ситуациях, по их мнению, «пользы ноль».
Бесполезной услугой обязательное страхование автогражданской ответственности назвали 38% участников исследования (41% среди мужчин и 33% среди женщин). По их словам, ОСАГО – ни что иное как обдираловка: в случае ДТП пострадавшая сторона получает мизерные страховые выплаты, тогда как ремонт поврежденного автомобиля обходится гораздо дороже. Также минусом ОСАГО опрошенные считают длительность процедуры получения компенсации: «Я в течение 4–х месяцев выбивал деньги из страховой компании за помятый бампер, а до введения страховок мог бы получить эту сумму с виновного на месте»; «Разбирательства по 10 часов после ДТП – это не помощь не дорогах».
Елена Котлярова, Business Class