Чтобы быть байкером в России, надо иметь голову на плечах.







Два колеса

Два колеса

На место встречи ведет асфальтированная, но на редкость раздолбанная дорога. На въезде – охрана, билет стоит 500 рублей, однако заслуженных байкеров и тех, кто пострадал, например, в аварии, пропускают бесплатно. В поле у сцены обстановка примерно такая же, как и на обычном рок-фестивале: громкая музыка, конкурсы и принимающая пиво молодежь, мусор и пьяные на земле. Впрочем, сразу бросается в глаза, что пьяных сравнительно меньше, заметно, что публика собралась более ответственная, привыкшая и к реальному риску, и к необходимости самоконтроля.


В остальном – полнейшее рок-разнообразие и свобода в ее современном плюралистическом исполнении. Байкеры в фирменных костюмах — и тут же девочки-одуванчики с венками на головах, парень в буденовке и шинели обнимается с металлистом в бандане и с красным флагом с надписью «СССР». И, конечно же, самая разнообразная мото- и автотехника. Кроме роскошных мотоциклов наиболее представительной части байкеров, в глаза бросаются старые советские «Уралы» и «Ижи», которые и по сей день, верно служат своим хозяевам. То же и с автомобилям – с БМВ и «мерсами» соседствуют ВАЗы, ГАЗы и УАЗы, причем последних, как мне показалось, даже большинство.


Особо запомнились мотоцикл «Урал» с кузовом и давно уже не виденный мною внедорожник ЛуАЗ со снятым тентом, который оседлали сразу восемь плотных парней — каждым весом за центнер. Словом, судя по маркам техники, мотоцикл в нашей стране еще не превратился исключительно в роскошь для богатых, а во многом остается средством передвижения, а кое-где – и производства для граждан совершенно небогатых, а то и попросту бедных.


То же и с развлечениями и конкурсами: наимоднейшее граничило с традиционным и ветхозаветным. Вначале мототриал: хрупкие 14-летние гонщики в обтягивающих спортивных костюмах разве что не танцевали на своих мотоциклах, преодолевая препятствия, через которые и на «своих двоих» перебраться не так-то просто. Сразу по завершении этого впечатляющего шоу публика, поаплодировав юным мастерам, с еще большим воодушевлением взялась за перетягивание каната. В это время над нашими головами, перекрывая рев болельщиков, стрекотали два мотодельтоплана, демонстрируя с высоты преимущества завтрашнего дня мотоциклетной техники.


И в самом деле, какой автомобилист не завидовал черной завистью мотоциклисту, прозябая в пробке и наблюдая, как счастливый обладатель железного коня легко проезжает мимо самого безнадежного затора? Может быть, и в самом деле за мотоциклом будущее? Об этом решил побеседовать с профессионалами движения по дороге на мотоцикле. Не мудрствуя лукаво, я предполагал, что обнаружу таких компетентных специалистов среди организаторов столь масштабного мероприятия, — и не ошибся.


Олег Заяц, президент «Outlaws MC Russia» – клуба, который и отвечал за все происходящее на поляне, рассказал мне, что впервые сел за руль мотоцикла в 8 лет – ему подарили его на день рождения. С тех пор, уже более 30 лет, за рулем. Я спросил о главном, которое волнует каждого автомобилиста – насколько опасен этот вид транспорта для жизни и здоровья? И что необходимо иметь и уметь для того, чтобы протянуть подольше, вступив в этот «клуб самоубийц». Ведь именно так большинство водителей именует мотоциклистов.


- Единственное, что необходимо иметь, чтобы сохранить жизнь и здоровье – это голову на плечах, — коротко ответил мне мэтр. – Этого вполне достаточно. А опыт придет с годами. Но если думать головой, ничего страшного не случится.


В доказательство своих слов Олег, по моей просьбе, рассказал о последнем ДТП, в которое он попал. Случилось происшествие по самой банальной и распространенной причине – водитель-частник на «шестерке» просто не заметил мотоциклиста и резко свернул к голосовавшему на обочине клиенту. Чтобы свести к минимуму ущерб, Олегу пришлось «положить» мотоцикл. Никто в результате аварии не пострадал, только мотоцикл получил небольшие царапины. С тех пор прошло уже пять лет, но в ДТП Олег больше не попадал. Я поинтересовался, а использует ли мой собеседник свой мотоцикл как транспортное средство? Или только изредка выезжает покататься.


- Какой же это байкер, если не на мотоцикле? — удивленно спросил меня в ответ Олег. Однако выяснилось, что из этого правила все-таки есть исключения. Зимой мотоциклисты выезжают при условии, что асфальт сухой. Но в сезон – с апреля по октябрь – всегда в седле.


Президент мотоклуба не стал утомлять меня рассказом об особенностях своеобразной культуры байкеров. Сообщил только, что, прежде чем стать членом клуба, необходимо какое-то время побыть кандидатом, пока к вам не присмотрятся. Успешно прошедший все предварительные испытания новичок проходит обряд посвящения. Особенности обряда для посторонних не разглашаются. Что касается самого клуба, то основан он в США более 70 лет назад, однако имеет статус международного, отделения открыты в ряде стран, в том числе – в Германии и России.


Несколько удивляет, конечно, символика клуба «Outlaws MC Russia» – череп и два поршня. Но это вполне в западных традициях – поиграть в прятки со смертью. Есть, оказывается, такое предание, будто бы смерть, однажды посетив человека, оставляет на нем свою отметину – череп. А если на человеке уже есть такая отметина, появляется надежда, что смерть обмишурится и обойдет этого человечка стороной. Красивая легенда, изобретательная, но наши российские шофера, как известно, предпочитают другое надежное средство – иконку. Проверено – помогает.


Впрочем, «Outlaws» — это, конечно, не единственный мотоклуб в России. Наиболее известны «Ночные волки» — собственно российский мотоклуб, появившийся в Москве еще в начале 90-х. Среди байкеров, как и среди обычных, еще не пересевших на мотоцикл людей, встречаются самые разные персоны. Материалом о путешествиях байкера Синуса зачитывается весь российский Интернет. Попытка такой культовой фигуры как Александр Хирург создать конкурентоспособный отечественный мотоцикл наверняка войдет в анналы отечественной истории. Так что наши байкеры успешно создают свою собственную, российскую историю и с оптимизмом смотрят в будущее.


Но встречаются, конечно, и другие персонажи. На огромной байкерской поляне приходилось наблюдать очень разные типажи. Вот парнишка в каске гитлеровского образца и трусах в горошек: я, мол, просто прикалываюсь. Вот братия на мотоциклах с пиратскими флагами. А один многоопытный байкер рассказал мне «очень страшную» историю о путешествии по стране, где в каждой деревне мотоциклистов выслеживают, а при любом удачном случае грабят, а то и убивают. Это вам не Европа, конечно, название этой страны – Россия, а все действие драмы разворачивается, понятное дело, в Сибири, где каждый второй, если не первый, или ссыльный, или каторжный.


Самое интересное, что рассказчик называл мне места, в которых и мне приходилось бывать – и пешим, и за рулем, и на попутках. Слушал я с интересом этот удивительный рассказ коренного жителя столицы нашей Родины, и понемногу разбирал меня смех. Ну, а что тут возразишь, раз где-то так напугали человека? И куда катится Россия, задает он мне вроде бы риторический вопрос. Не знаю, с улыбкой отвечаю ему. Но, посудите сами, надежда все-таки есть. Ведь вы там, в этой «ужасной» стране, всего на две недели в отпуске оказались, и сразу же вернулись назад, в Москву, на землю обетованную. А они, аборигены, в этой жути всю свою жизнь обитают! И, как говорится, не кашляют. Так что надежда на позитивный исход все-таки есть?


Агентство национальных новостей