Компании увлеклись мототехникой








Два колеса

Два колеса
В Красноярске оживился рынок мототехники. По некоторым оценкам, спрос на снегоходы, гидроциклы, мотоциклы и т.п. технику вырос за последний год более чем в два раза. Среди основных причин такого роста увеличившийся интерес красноярцев к активному отдыху, пробки на дорогах и появление в городе гоночных трасс. Эксперты прогнозируют, что настоящий бум на мототехнику в Красноярске еще впереди.


Руководитель мотонаправления компании «ЭлитАвто» (официальный дилер BMW) КОНСТАНТИН БЯКОВ: «Четыре года назад, когда у меня появился первый мотоцикл, по городу со мной вместе катались не больше пяти человек. Сейчас мотоциклистов сотни. И такой количественный рост коснулся не только мотоциклов: попробуйте летним вечером припарковаться у супермаркета — проблематично, потому что дорогу перегораживают машины с тележками, на которых скутеры или катера. Возросший интерес красноярцев к мототехнике заметен невооруженным глазом».


Рынок мототехники удвоился


Все без исключения участники местного рынка мототехники отмечают тенденцию увеличения спроса. По словам экспертов, красноярцы уже несколько лет демонстрируют интерес к снегоходам и мотоциклам, кроме того, в последнее время возрос спрос на водную технику и мотовездеходы. В оценке темпов роста мнения игроков разошлись. Как свидетельствуют данные генерального директора ПКФ «Краб» АЛЕКСАНДРА БЫЧКОВА, местный рынок мототехники увеличился за последний год в 3-4 раза. Генеральный директор компании «Сибирь» АЛЕКСЕЙ КОЗМЕРЧУК оценил рост рынка в 100%. Ведущий менеджер компании «Техника Востока» ИВАН ДАРКИН привел такие показатели динамики спроса: «По моим наблюдениям, увеличение спроса на мототехнику началось с конца 2004 года. Если тогда мы продали 10 мотоциклов, то в этот сезон — 50». «Я бы не стал называть спрос на мототехнику ажиотажным, но тенденция роста, безусловно, существует», — считает генеральный директор компании «Росси» (мотосалон «Супер-байк») АЛЕКСАНДР ПАНЧЕНКО.
«Еще три года назад, например, новые мотоциклы в Красноярске никто не продавал, сейчас же в городе официально представляют различные их марки не менее 4 компаний», — рассказал руководитель отдела продаж компании «Автодом на Королева» АЛЕКСЕЙ КАГАЛОВ. Всего же в городе на рынке мототехники работают, по данным г-на Бычкова, 6-8 компаний, представляющих бренды BRP, Polaris, YAMAHA, Arctic Cat, Honda, Suzuki, Kawasaki, BMW. Кроме того, среди участников этого рынка и аукционные компании, привозящие мототехнику в основном с японских аукционов. По словам специалистов, наибольшим спросом у таких фирм пользуются мотоциклы. «По моей оценке, доля продаваемых «вторичных» мотоциклов составляет более 70%. Если новых машин было реализовано в этом году около 50, то «бэушных» — около полутора сотен», — сказал Константин Бяков.


Красноярцы заинтересовались активным отдыхом


Директор компании «Альянс Енисей» (проект «Аллигатор») АЛЕКСАНДР ХОХЛОВ уверен, что одна из основных причин роста местного моторынка — это смена красноярцами приоритетов в отдыхе. «Людям надоело отдыхать по традиционной схеме: ресторан, сауна, база отдыха, шашлыки, спиртное. Многие заинтересовались активным отдыхом, для которого наша техника и предназначена».


Это мнение поддерживает и Алексей Козмерчук: «Красноярцы уже «наелись» пассивным отдыхом на морских побережьях. Они хотят активного времяпрепровождения, к тому же местная природа этому способствует». Руководитель «Сибири» привел такой пример: сейчас около 90% продаваемых в нашем регионе снегоходов — унитарные и горные, то есть предназначенные для охоты и экстремального отдыха.


Росту рынка способствует и увеличивающийся уровень благосостояния населения, утверждают эксперты. «Достаток наших потребителей увеличивается. Кроме того, у них появилась возможность покупать технику в кредит. Мне известны примеры, когда в Красноярске люди приобретали по 2-3 мотоцикла и снегохода», — говорит Александр Хохлов.


Игроки также отметили, что в этом году на развитие рынка серьезное влияние оказало открытие гоночных трасс «Красное кольцо» и «Форсаж». «В этом сезоне люди стали больше ориентироваться на спортивные мотоциклы, так как появилась трасса «Красное кольцо», а, следовательно, и возможность экстремального вождения», — сказал Александр Панченко.


«С картингдромом «Форсаж» у нас уже имеется ряд совместных проектов. Сейчас разрабатываем зимний вариант трассы — для снегоходов, начинаем подбор инструкторов. Появление специализированных гоночных площадок, безусловно, способствует росту рынка мототехники», — считает Александр Хохлов.


Константин Бяков добавил, что потребительский интерес к этому продукту подогревают и сами производители, постоянно обновляющие модельные ряды и совершенствующие качество мототехники. «Например, одну из моделей BMW уже адаптировали под наши «убитые» дороги. Ни на ямы, ни на открытые колодцы этот мотоцикл не реагирует», — сказал г-н Бяков.


Мотобизнес — высокорискованный сегмент


Однако аналитики обозначили и ряд факторов, ограничивающих рост моторынка. АЛЕКСАНДР ПАДАР, ведущий менеджер компании «Союзмото Красноярск»: «У нас в городе нет культуры поведения на дороге. В частности, это касается автомобилистов, которые не считают мотоциклистов полноценными участниками движения. Они их просто не замечают, подвергая тем самым и себя, и их большому риску».


Кроме того, мототехника небезопасное приобретение. Если ее водитель неправильно одет или не владеет в полной мере навыками вождения, то она может повести себя агрессивно. «Покупка мотоцикла, квадроцикла и т.п. отнюдь не гарантирует получение удовольствия от их эксплуатации. Нужна школа вождения. Новички, летящие без экипировки, без шлема, без навыков езды, падают — это не секрет», — прокомментировал Константин Бяков. Не располагают потребителей, по словам эксперта, к покупке мототехники и разбитые городские дороги. «Большинство мотоциклов приспособлено для идеальных автобанов», — говорит г-н Бяков.


Рискованно мотонаправление и для самих компаний. Этот бизнес сезонный, например, снегоходы продаются только осенью, мотоциклы, гидроциклы, мотовездеходы — весной. Александр Хохлов видит решение проблемы сезонности спроса так: «Мы стараемся продавать разные виды техники: не только зимние — снегоходы, но и летние — гидроциклы, мотоциклы, лодочные моторы — в этом случае проблема сезонности уходит. Кроме того, мы будем охватывать по мере своих возможностей максимальное количество брендов. На данный момент времени у нас 4 дилерских соглашения, будем в дальнейшем стараться присоединить к ним и новые бренды».


При этом бизнес капиталоемкий. «Для потребителя такой техники важно ее увидеть, посидеть, пощупать, а для этого нужны выставочные площади и модели в наличии. Потому к сезону мы привозили в салон как можно больше техники. Притом продалась она не вся, в итоге деньги заморозились», — поделился Александр Панченко. По его словам, назвать это направление на сегодняшний день бизнес-проектом сложно. «Пока это скорее проект на перспективу, выросший из собственного хобби. Сейчас вложения в данное направление я расцениваю как имиджевые», — сказал г-н Панченко.


Константин Бяков: «Для «Медведя» («ЭлитАвто» входит в «Медведь Холдинг») продажа мотоциклов BMW — элемент престижа. Дистрибьютор выбрал нас первым и единственным дилером марки за Уралом. Пока это не то направление, на котором мы зарабатываем большие деньги, но с наращиванием клиентской базы ситуация, думаю, изменится».


Также эксперты предполагают, что доходными направлениями для компаний могут стать сервисное обслуживание, продажа экипировки и аксессуаров, дополнительные услуги, например, хранение мототехники.


Клубный маркетинг


В качестве одного из маркетинговых ходов компании используют создание клубов, которые позволяют объединять, обучать навыкам вождения любителей мототехники и одновременно получать в их лице потенциальных клиентов. Такие клубы уже есть у нескольких красноярских компаний.


«Мы организовываем клуб приключений с одноименным названием «Аллигатор». Недавно провели первый слет, на котором назначили президента клуба, его зама и обозначили ближайшие цели. Они сформулированы так: привлечь людей к активному отдыху, привить навык безопасного вождения. Будем разрабатывать путешествия, обучать начинающих, организовывать соревнования», — говорит Александр Хохлов. Эксперт не скрывает, что видит участников клуба и как потенциальных клиентов магазина «Аллигатор». «Мы будем предлагать им удобные схемы получения информации. Например, отправлять через сотовую связь сообщения о новых поступлениях техники, экипировки. Те члены клуба, которые будут обслуживаться у нас в магазине или сервисном центре, получат скидки. Кроме этого, для членов клуба готовятся охраняемые металлические модули для хранения техники», — рассказал г-н Хохлов.


Зарождается подобный клуб и в «ЭлитАвто». «Название клубу мы еще не придумали, но он существует — клуб любителей мотоциклов BMW. У нас уже были официальные мероприятия, например, летом провели мотопробег, в котором участвовало более 20 человек», — пояснил Константин Бяков.


Компании в ожидании бума


Специалисты прогнозируют, что спрос на мототехнику будет только расти. «Значительно расширяется круг покупателей, например, недавно у нас мотоцикл купила женщина», — рассказал Алексей Кагалов. Также участники рынка полагают, что рост будет идти и за счет увеличения парка техники уже существующих клиентов. Например, считается, что у хорошего байкера должно быть не меньше пяти мотоциклов.


Некоторые игроки надеются, что со временем мототехника перестанет быть просто игрушкой и начнет выполнять задачу мобильного средства передвижения. Константин Бяков: «Мотоцикл в пробках очень хорошо выручает. В Москве сплошь и рядом люди в деловых костюмах передвигаются на мотоциклах, для нас это же большая редкость. Но, думаю, и в Красноярске так будет — на мотоцикле успеваешь везде».


Знатоки рынка также уверены, что уже в ближайшей перспективе мототехника будет востребована в индустрии развлечений. В частности, по их мнению, ею должен заинтересоваться туристический бизнес. «Эта техника очень расположена к тому, чтобы развивать туризм. Наличием бани на турбазе уже никого не удивишь, а вот покататься на гидроцикле летом или на снегоходе зимой хотят многие. В развитых странах туризм и мототехника всегда идут вместе», — говорит Александр Хохлов.


Александр Падар считает, что бум на мототехнику еще впереди. «Например, в планах нашей компании увеличить продажи мотоциклов в ближайшие год-два с 10 единиц до 50», — поделился г-н Падар.





Татьяна Соболева, Деловой квартал (Красноярск)