Премьер-министр РФ Владимир Путин провел в Нижнем Новгороде совещание по развитию российского автопрома до 2020 года. Иностранные автоконцерны не убедили премьера смягчить условия режима промсборки.
Представители зарубежных автоконцернов в очередной раз выразили свое недовольство новыми правилами промсборки, которые вызывали разногласия даже в Белом доме. Пять лет назад для получения льгот на ввоз автокомпонентов требовалось организовать производство полного цикла с мощностью более 25 тыс. автомобилей в год. Но сейчас правительство решило повысить планку (до 300 тыс. машин для новых производств и 350 тыс. для действующих заводов), дополнив ее еще рядом требований (локализация производства двигателей и трансмиссий и т.д.).
И хотя ряд зарубежных автоконцернов называет эту планку разорительной, правительство не готово идти на уступки. «Были разногласия в наших ведомствах, остается недовольство у наших зарубежных партнеров. Но никто же не говорит, что новые правила будут распространяться на уже заключенные контракты», — пояснил позицию премьера источник в правительстве. Вывод таков: невыгодно — не заходите на наш рынок, — добавил источник.
Несмотря на жесткие условия промсборки, премьер пообещал, что правительство в 2011 году продолжит стимулировать внутренний спрос автомобилей. «На эти цели из федерального бюджета будет выделено более 17 млрд. руб., в том числе на утилизацию — 3,5 млрд., на программу льготного кредитования — 2,8 млрд., на перевозки на Дальний Восток — 1 млрд.», — отметил премьер. Он добавил, что в 2010 году на стимулирование спроса было потрачено более 44 млрд. руб., «около 30 млрд. руб. было направлено на приобретение автомобилей и дорожно-строительной техники для нужд федеральных и региональных органов власти, а свыше 13 млрд. руб. было истрачено по программам утилизации и льготного кредитования покупок новых машин». В результате этих мер производство автомобилей в 2010 году выросло почти в два раза, считает Путин. «Растут также и продажи автомобилей, причем во всех сегментах, и этот рост сохранится и в 2011 году», — выразил свою уверенность премьер.
По мнению руководителя направления машиностроения и транспорта по России и СНГ A.T. Kearney Moscow Евгения Богданова, средства на стимулирование спроса автомобилей не повредят, так как резкое прекращение госпомощи может резко сократить спрос.
Пообещал Владимир Путин не забывать и о производителях грузовиков и автобусов, поручив Минпромторгу, Минфину и Минэкономразвития предоставить ему в первом квартале 2011 года предложения по программе утилизации. «Учитывая успешность программы по утилизации легковых автомобилей, нужно подумать о различных схемах поддержки утилизации грузовых автомобилей и автобусов», — заявил премьер. Чиновники так и не смогли организовать программу по утилизации грузового автотранспорта в России, хотя обещали, что она может стартовать даже в конце 2010 года.
Даниил Шабашов, Евгения Сергиенко, РБК daily