Правый руль сменят на левый

Дальневосточники могут не рассчитывать на отмену заградительных ввозных пошлин на новые и подержанные иномарки. Выступая в Хабаровске на региональной конференции «Единой России», премьер Владимир Путин подтвердил неизменность позиции правительства относительно поддержки отечественного автопрома.

Российский автопром в результате реализации программы государственной поддержки вышел на докризисный уровень производства. С таким заявлением выступил Владимир Путин. «В 2010 году выпуск легковых автомобилей в России в результате всего комплекса мер вернулся на докризисный уровень. В 2009 году производство упало на 64%, в январе-октябре 2010 года выросло вдвое», — заявил премьер.

Рассказывать об эффективности мер господдержки отечественного автопрома Путину пришлось в связи с разъяснением мотивов введения в январе 2009 года запретительных пошлин на ввоз подержанных иномарок. Пострадали от этого в первую очередь жители дальневосточных регионов, большинство которых последние 20 лет эксплуатируют исключительно машины, произведенные в Японии и Южной Корее. Эти автомобили доступны по цене, в Приморье, на Сахалине, в Хабаровском крае и так до Иркутска и Красноярска за эти годы сформировалась полноценная система автосервиса и ремонта, вплоть до поставок запчастей на заказ. В то же время «Жигули» и «Волги» стали на Дальнем Востоке и в Забайкалье настоящим раритетом, к тому же весьма затратным в эксплуатации.

Кризис стал для правительства формальным предлогом вмешаться в ситуацию на стороне российских автопроизводителей. На патриотизм сделал акцент Путин. «Не было ни у кого желания закрывать чей-то бизнес. Я хочу, чтобы все понимали. Нам кого нужно было поддерживать в условиях кризиса: тех, кто производит автомобили в Южной Корее и Японии, или свой автопром? Послушайте, у нас в автопроме занято 600 тысяч человек, и еще 2-3 миллиона смежников. Вместе с членами семей — 6 миллионов человек по стране. У нас выбора не было никакого. Я хочу, чтобы это было понятно всем. Это вынужденная мера. Надо сказать, что в целом она себя оправдывает наряду с другими шагами по поддержке автопрома», — подчеркнул премьер.

Закрывая внутренний рынок для ввоза подержанных иномарок, правительство сделало ставку на создание на Дальнем Востоке предприятий по производству автомобилей. Первая ласточка — завод Sollers, открытый весной 2010 года. В 2011 году он произведет более 25 тыс. автомобилей. Здесь выпускаются модели корейского внедорожника с кузовом пикап, SsangYong Actyon Sports, внедорожники Kyron и Actyon. Модификация Sports в кузове пикап, оснащаемая дизельным мотором объемом два литра и 5-ступенчатой механической коробкой передач, стоит 620 тыс. руб. Для жителей Приморья подразумевается скидка в 21 тыс. руб., что делает Actyon Sports самым доступным в модельном ряду SsangYong.

Путин считает: будущее автопрома за Байкалом будет светлым. «Пока это достаточно скромно, первые шаги. Но если мы не будем делать первые шаги, у нас никогда ничего не будет, все будем закупать только там», — сказал Путин. Ведутся переговоры и с другими иностранными автоконцернами, которым также предлагают разместить заводы на Дальнем Востоке. По мнению экспертов, для инвесторов эти предложения представляют несомненный интерес. Исполнительный директор независимого партнерства «Объединение автопроизводителей России» (ОАР) Игорь Коровкин оценивает объем ежегодных продаж автомобилей в этом регионе на уровне 200-300 тыс. в год.

Проблема в том, что Дальний Восток «привык ездить не на новых автомобилях, а на тех, которые дешевле». В 90-х стартовая цена пятилетней «японки» была от 200 долл. Сейчас, конечно, с учетом стабильного спроса цены выше. Заградительные пошлины, по мнению Коровкина, мало повлияли на пристрастия покупателей. Машины с пробегом ввозятся в Россию из Японии и Южной Кореи по другим схемам. В разрезанном виде, например. На месте собираются, кузова свариваются, и они выезжают на дороги, подчас под идентификационными номерами ввезенных ранее автомобилей.

Эксперт не согласился с выводом Путина о выходе отечественного автопрома на докризисный уровень. По сравнению с 2008 годом, когда в России было продано 2,8 млн. легковых машин, результат продаж 2010 года — 1,7 млн. — выглядит все еще скромно. Ситуация с коммерческим транспортом и того хуже. Полного восстановления автомобильного рынка в нашей стране, по мнению Коровкина, можно ожидать в 2012-2013 годах.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов согласен, что российский автопром на докризисный уровень пока не вышел. «Однако ситуация на рынке хорошая, что видно по статистике», — отметил он. Меры господдержки — программа утилизации старых машин и льготного автокредитования — на определенном этапе стали для отрасли локомотивом, позволившим пережить кризис. Но с конца весны — начала лета 2010 года на первый план вышли обычные продажи автомобилей, и рынок сейчас продолжает расти именно за счет них.

Игорь Наумов, Независимая газета