В 2010 году в кредит было продано, по оценкам агентства «Автостат», более 600 тыс. авто. Именно в сегменте автокредитования развернулась наиболее ожесточенная борьба за клиентов между финансовыми институтами — банкам было необходимо наращивать портфели.
«Борьба на рынке за любого заемщика острая в любом сегменте — начиная от массовых брэндов и заканчивая покупателями люксовых авто», — говорит Андрей Коченков, начальник отдела развития федеральных проектов управления автокредитования ЮниКредит Банка.
«После кризиса банки делали ставку на этот сегмент по причине довольно низкого уровня риска невозвратов по автокредитам, а также по наличию отложенного спроса на машины и восстановлению на рынке труда», — объясняет Сергей Костюков, замначальника департамента розничных продаж банка «Открытие». Кредитные организации идут на серьезные уступки для клиентов, отменяя комиссии и снижая ставки (до 12-14% годовых). Увеличились сроки: теперь можно получить кредит сроком до пяти лет, отмечает Стенли Рут, руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers, в своем «Обзоре автомобильного рынка».
Однако с возвращением практически докризисной доступности автокредитов вернулись и прежние проблемы — например, очереди на популярные модели авто. Многие банки по этой причине вынуждены были увеличить срок положительного решения по автокредиту до 4 месяцев. «Фактор очередей может ослабить нынешнюю динамику роста кредитных портфелей большинства банков и стать серьезным препятствием для активного роста рынка автокредитов в 2011 году, — считает Сергей Костюков. — Предпосылки для этого есть: иностранные автопроизводители осторожничают с увеличением лимитов объема машин для российского рынка, опасаясь повторения истории первой половины 2009 года, когда предложение в итоге значительно превышало спрос. Автодилеры, в свою очередь, не хотят рисковать, увеличивая расходы на аренду складских помещений». Дефицита, скорее всего, не избежать. «Но есть одно «но»«, — отмечает Сергей Костюков. — Производители учатся на своих ошибках, им также важно, балансируя между рисками и прибылью, не потерять набранного темпа продаж, который наметился с мая 2010 года. Поэтому окрепшая конкуренция на рынке автодилеров и более тесные партнерские связи с банками помогут балансировать между спросом и предложением на востребованные марки машин».
Сейчас среди лидеров автокредитования — Сбербанк, Русфинансбанк и ВТБ24, за ними сразу следуют ЮниКредит Банк, «Райффайзен» и активизировавшийся Московский кредитный банк (рост портфеля последнего в I полугодии 2010-го составил более 2000%). Основная доля рынка принадлежит банкам, участвующим в программе государственной поддержки российских автопроизводителей. В рамках программы льготного кредитования государство компенсирует 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (сейчас составляет 7,75%) банку, выдающему кредит на приобретение авто российской сборки максимальной стоимостью 600 тыс. рублей.
Уверенность заемщиков продолжает расти: аналитики уверены, что в нынешнем году рынок автокредитования прибавит еще 20-30%. Так, эксперты агентства «Автостат» считают, что в России будет продано около 2,5 млн. автомобилей (на 31,5% больше, чем в 2010-м). Росту будут способствовать программа утилизации и рост экономики страны в целом. Сами автопроизводители несколько скромнее — на АвтоВАЗе говорят о росте рынка на 21%, а прогнозы Ассоциации европейского бизнеса предрекают рост рынка на 18% (до 2,24 млн. проданных автомобилей).
Однако, по всей видимости, большая часть «пирога» достанется госбанкам и финансовым институтам, принадлежащим автомобильным концернам. По этой причине часть российских банков, занимавшихся автокредитованием до кризиса, сейчас не стали возобновлять выдачу ссуд на покупку автомобилей. Но есть и те, кто сдаваться не собирается. «Средние банки заняли сейчас активную, местами даже агрессивную позицию: начали делать программы под разные группы клиентов, учитывать их положительную кредитную историю, упрощать условия получения кредита, — говорит Сергей Костюков. — Эффект не заставил себя ждать: объем кредитов вырос. Госбанкам не всегда выгодно «возиться» с клиентом. И потом, нельзя сбрасывать со счетов нишевые предложения, например кредитование на покупку подержанных машин». Госбанкам развивать такие программы далеко не всегда интересно, а у клиентов они востребованы не меньше, чем кредиты на новые автомобили, уверены эксперты.
Александр Зарщиков, Финанс.