В 2010 году в кредит было продано, по оценкам агентства «Автостат», более 600 тыс. авто. Именно в сегменте автокредитования развернулась наиболее ожесточенная борьба за клиентов между финансовыми институтами — банкам было необходимо наращивать портфели.
«Борьба на рынке за любого заемщика острая в любом сегменте — начиная от массовых брэндов и заканчивая покупателями люксовых авто», — говорит Андрей Коченков, начальник отдела развития федеральных проектов управления автокредитования ЮниКредит Банка.
«После кризиса банки делали ставку на этот сегмент по причине довольно низкого уровня риска невозвратов по автокредитам, а также по наличию отложенного спроса на машины и восстановлению на рынке труда», — объясняет Сергей Костюков, замначальника департамента розничных продаж банка «Открытие». Кредитные организации идут на серьезные уступки для клиентов, отменяя комиссии и снижая ставки (до 12-14% годовых). Увеличились сроки: теперь можно получить кредит сроком до пяти лет, отмечает Стенли Рут, руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers, в своем «Обзоре автомобильного рынка».
Однако с возвращением практически докризисной доступности автокредитов вернулись и прежние проблемы — например, очереди на популярные модели авто. Многие банки по этой причине вынуждены были увеличить срок положительного решения по автокредиту до 4 месяцев. «Фактор очередей может ослабить нынешнюю динамику роста кредитных портфелей большинства банков и стать серьезным препятствием для активного роста рынка автокредитов в 2011 году, — считает Сергей Костюков. — Предпосылки для этого есть: иностранные автопроизводители осторожничают с увеличением лимитов объема машин для российского рынка, опасаясь повторения истории первой половины 2009 года, когда предложение в итоге значительно превышало спрос. Автодилеры, в свою очередь, не хотят рисковать, увеличивая расходы на аренду складских помещений». Дефицита, скорее всего, не избежать. «Но есть одно «но»«, — отмечает Сергей Костюков. — Производители учатся на своих ошибках, им также важно, балансируя между рисками и прибылью, не потерять набранного темпа продаж, который наметился с мая 2010 года. Поэтому окрепшая конкуренция на рынке автодилеров и более тесные партнерские связи с банками помогут балансировать между спросом и предложением на востребованные марки машин».
Сейчас среди лидеров автокредитования — Сбербанк, Русфинансбанк и ВТБ24, за ними сразу следуют ЮниКредит Банк, «Райффайзен» и активизировавшийся Московский кредитный банк (рост портфеля последнего в I полугодии 2010-го составил более 2000%). Основная доля рынка принадлежит банкам, участвующим в программе государственной поддержки российских автопроизводителей. В рамках программы льготного кредитования государство компенсирует 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (сейчас составляет 7,75%) банку, выдающему кредит на приобретение авто российской сборки максимальной стоимостью 600 тыс. рублей.
Уверенность заемщиков продолжает расти: аналитики уверены, что в нынешнем году рынок автокредитования прибавит еще 20-30%. Так, эксперты агентства «Автостат» считают, что в России будет продано около 2,5 млн. автомобилей (на 31,5% больше, чем в 2010-м). Росту будут способствовать программа утилизации и рост экономики страны в целом. Сами автопроизводители несколько скромнее — на АвтоВАЗе говорят о росте рынка на 21%, а прогнозы Ассоциации европейского бизнеса предрекают рост рынка на 18% (до 2,24 млн. проданных автомобилей).
Однако, по всей видимости, большая часть «пирога» достанется госбанкам и финансовым институтам, принадлежащим автомобильным концернам. По этой причине часть российских банков, занимавшихся автокредитованием до кризиса, сейчас не стали возобновлять выдачу ссуд на покупку автомобилей. Но есть и те, кто сдаваться не собирается. «Средние банки заняли сейчас активную, местами даже агрессивную позицию: начали делать программы под разные группы клиентов, учитывать их положительную кредитную историю, упрощать условия получения кредита, — говорит Сергей Костюков. — Эффект не заставил себя ждать: объем кредитов вырос. Госбанкам не всегда выгодно «возиться» с клиентом. И потом, нельзя сбрасывать со счетов нишевые предложения, например кредитование на покупку подержанных машин». Госбанкам развивать такие программы далеко не всегда интересно, а у клиентов они востребованы не меньше, чем кредиты на новые автомобили, уверены эксперты.
Александр Зарщиков, Финанс.
iPhone «на колёсах»
Европлан: грузовики Mitsubishi Fuso с выгодой до 29%
Расширение модельного ряда
RENAULT KWID – НОВОЕ ВИДЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ А-КЛАССА
АВИЛОН официальный партнер чемпионата России по кольцевым гонкам
Mitsubishi открыла интернет-магазины оригинальных запчастей и аксессуаров
Выгодные кредитные условия на Mitsubishi Pajero Sport в мае
Надежность измеряется будущим
АО МС Банк Рус снижает кредитные ставки и запускает новый кредитный продукт
Росавтодор оштрафовал дорожных строителей более чем на 500 млн рублей
Мitsubishi Motors Corporation показала рекордную прибыль по итогам продаж за 2014 финансовый год
АВИЛОН вручил победительнице конкурса «Мисс Россия 2015» ключи от Hyundai Solaris
BRIDGESTONE. ЭКОНОМИЯ ТОПЛИВА КИЛОМЕТР ЗА КИЛОМЕТРОМ
Электромобили Mitsubishi i-MiEV будут работать парконами в Москве
Во Владикавказе открылся первый дилерский центр Mitsubishi – «Алания Авто»