Спустя всего год после окончания мирового финансового кризиса продажи автомобилей вовсю пошли вверх. О причинах столь быстрого подъема отрасли и перспективах ее развития в интервью Handelsblatt рассказал глава Daimler AG Дитер Цетше.
- …Вся тройка ответственных за крах Chrysler — нынешний глава Metro Экхард Кордес, в ту пору курировавший вопросы стратегии Chrysler в его правлении, теперешний шеф железнодорожного концерна Deutsche Bahn Рюдигер Грубе, занимавший тогда пост заместителя г-на Кордеса, и вы, позднее возглавивший Chrysler, — не просто осталась на плаву, но и встала во главе концернов. Как это вам удалось?
- Оглядываясь назад, нужно признать, что слияние с Chrysler ни к чему путному не привело, однако я не буду отрицать, что тогда и я, и наблюдательный совет, как и 99% СМИ, оценивали эту сделку положительно. Главное же все-таки то, что в качестве главы Daimler я, когда это стало необходимым, учел все уроки и немедленно дал ход «бракоразводному процессу» с Chrysler.
- Ваш предшественник Юрген Шремпп, еще расставаясь с авиастроительной компанией Fokker, рассказывал, что прощался с ней со слезами на глазах, как со своим ребенком. А как пережили расставание с Chrysler вы?
- Конечно, решение это далось мне внутренне тяжело, ведь до того, как стать главой Daimler, я руководил Chrysler в течение многих лет. Но я считаю, что эмоции, конечно же, право голоса имеют, но решения, в конце концов, должен определять рассудок. Расставание было для меня, конечно, трудным. Особенно тяжело на сердце было тогда, когда я летел в США, чтобы выступить на прощание перед сотрудниками.
- Какие уроки вы извлекли из неудачного альянса Daimler c Сhrysler?
- Сегодня к кооперации мы подходим по-другому. Раньше мы сразу пытались разделить с партнерами и жилую комнату, и спальню, и кухню, а сегодня нам хватает и рабочего кабинета. Пример тому — Renault-Nissan: мы сначала определяем сферы сотрудничества, затем ищем партнера и только потом заключаем договоры для осуществления совместных проектов.
- Автомобиль переживает нынче период чудесного возрождения. Минул всего лишь год после глубокого финансового кризиса, а бизнес с классическими автомобилями уже заработал на полную мощность. Будет ли будущее автомобиля таким же, как его настоящее?
- Действительно, автомобильная промышленность снова превратилась в растущую отрасль. Значительным потенциалом она располагает в первую очередь в развивающихся странах. Согласно серьезным прогнозам, в ближайшие 20-25 лет количество автомобилей в мире, составляющее сейчас 800 млн., должно удвоиться. Однако нам необходимо научиться справляться и с побочными негативными явлениями этой обнадеживающей тенденции: автомобиль не может оставаться таким, какой он есть сейчас. Таким образом, речь идет не о том, что возвращается доброе старое время, а о том, что для автомобильной отрасли наступает доброе новое время, потому что многое должно в корне измениться.
- В ближайшие десятилетия автомобилю предстоит измениться сильнее, чем за минувшие годы. Какого рода силовая установка станет превалирующей?
- Мы стоим на пороге повторного изобретения автомобиля. Его трансмиссия станет в ближайшие годы гораздо более электрифицированной. Но я не думаю, что развитие пойдет тут каким-то одним-единственным путем. Автомобили только на батареях, электромобили с небольшими двигателями внутреннего сгорания и модели на химических топливных элементах станут дополнять друг друга и конкурировать между собой. Производитель, который сделает ставку только лишь на одно какое-то направление, рискует будущим своей компании. Наказан за это он будет, может быть, не через 5 лет, но не позднее чем через 25 лет.
- Как скоро наступит эра электромобилей?
- Существует несколько причин, по которым электроавтомобильный рынок будет развиваться очень медленно: технология эта пока еще очень дорогая, дальность пробега авто пока еще недостаточная, а время зарядки батарей слишком велико. Однако, когда я вижу, как растет благосостояние населения Китая, где в перспективе можно рассчитывать на продажу более 30 млн. автомобилей в год, мне становится ясно, что с современным типом авто это невозможно. У нас недостаточно нефти, и мы не можем позволить себе такой выброс СО в атмосферу. Таким образом, бум автомобильной отрасли превращается в ее самую большую проблему. Поэтому-то и необходим этот переход к электромобилям разного рода.
- Вы упомянули о повторном изобретении автомобиля. Уверены ли вы, что ведущую роль в этом сыграет Германия?
- Если правительство ФРГ в этом действительно заинтересовано, то без премий для покупателя ему не обойтись. Если оно не поддержит стимулирование покупателей авто, то о мечтах превратить Германию в ведущий рынок можно забыть.
- В нынешнем году доналоговая прибыль Daimler достигнет, по прогнозам, 7 млрд. евро. За десять лет эта сумма составит 70 млрд. евро. Неужели таких денег вам не хватит, чтобы создать электромобиль без посторонней помощи?
- Мы не требуем к себе в Германии какого-то особого отношения, а лишь только создания сравнимых рамочных условий. В таких странах, как Китай, США, Франция, и на других рынках покупка электромобиля имеет стимул в виде премии. Хочу подчеркнуть, что речь идет лишь только об ограниченном во времени переходном решении, для того чтобы дать толчок развитию технологии. Ведь в течение первых 5 лет ни один автопроизводитель в мире не сможет заработать на электромобилях ни цента.
- В настоящее время вы находитесь в поиске партнера для создания электромоторов. Будет ли это немецкая фирма?
- На это есть 3-4 кандидата — из Германии и из-за рубежа. Окончательный выбор состоится предположительно уже в первом квартале текущего года. При этом мы исходим не из того, какую страну представляет наш будущий партнер, а из того, в какой мере он нам подходит.
- Отрасль находится на пороге гигантских изменений. Может быть, пришло время заново изобрести не только автомобиль, но и Daimler?
- Я бы не сказал, что Daimler нужно заново изобретать. Мы будем заниматься автомобилями и в дальнейшем. При этом крайне важно, чтобы в повторном изобретении автомобиля мы участвовали в качестве лидеров — от нас этого ждут, причем по праву. Однако к этой цели мы идем и через кооперационные связи. Это новое мышление и есть, если вы так хотите, новое изобретение Daimler.
РБК daily