Управление по безопасности дорожного движения США и NASA обнародовали итоги 10-месячного расследования причин аварий автомобилей Toyota. В основном они происходили из-за того, что сами водители путали педали газа и тормоза. В некоторых случаях причинами стали залипание педали газа и коврики, которые, сдвигаясь, нажимали на педаль, решили специалисты.
Полностью исключать вину электроники нельзя, но вероятность возникновения аварий по этой причине исчезающе мала, отметил ведущий инженер NASA Майкл Кирш: «Это могло бы произойти в случае одновременного отказа сразу двух различных систем, но и в таком случае в автомобильной компьютерной системе должны были остаться свидетельства неполадок». А их обнаружено не было.
В феврале 2010 г. Toyota Motor Company (TMC) отозвала более 8 млн. автомобилей Toyota и Lexus из-за самопроизвольного ускорения. Сначала причиной считали залипание педали газа из-за мешающих ей ковриков, потом заговорили о возможных неполадках в электронике. Отзыв ТМС стал крупнейшим в мировой практике, к компании были поданы сотни исков со стороны потребителей и акционеров на сумму до $10 млрд., подсчитала Automotive News. Американские власти ведут расследование гибели 89 человек в авариях, которые могли произойти из-за самопроизвольного ускорения Toyota. В прошлом году министерство транспорта США оштрафовало ТМС на $49 млн. за то, что та знала о проблемах еще несколько лет назад, но скрывала их от властей. Американский министр транспорта Рэй Ла Худ в прошлом году призывал владельцев Toyota отказаться от поездок на этих машинах, однако недавно он признал, что автомобили японского концерна безопасны.
Скандал с отзывом оказал заметное влияние на бизнес ТМС: продажи в США в 2010 г. остались на том же уровне, что и годом ранее, — 1,76 млн. шт., хотя рынок в целом вырос на 11%, до 11,6 млн. Глобальные продажи Toyota выросли только на 8%, до 8,42 млн. автомобилей. Отзывы отрицательно повлияли и на финансовые результаты компании.
Россияне восприняли отзывы Toyota гораздо спокойнее, чем жители США или Европы, говорит представитель компании Татьяна Русакова. В других странах службы поддержки получали десятки тысяч звонков в день от владельцев Toyota и Lexus по этой проблеме, но в России число обращений выросло незначительно, уверяет она. По данным компании, в России было отозвано 143 623 автомобиля, за год в сервисные центры обратились 67,8% владельцев этих машин. В 2010 г. компания продала в нашей стане 90 296 Toyota и Lexus — на 20% больше, чем годом ранее (рынок вырос на 30%, до 1,91 млн. штук).
Алексей Непомнящий, Ведомости