Автохлам не берем

70 тыс. свидетельств, которые еще остались в рамках государственной программы льготной утилизации автохлама, хватит до апреля 2011 года. Потом государство будет закрывать свои обязательства перед гражданами, заявил директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов.

По его словам, с марта 2008 года, когда стартовала программа, по которой можно было сдать свой старый автомобиль и получить от государства доплату в 50 тысяч рублей при условии покупки нового, уже выписано почти 435 тысяч свидетельств « на скупку».

«Плавный выход из мер господдержки российского авторынка — главный вызов, на который нам придется ответить в этом году», — подчеркнул чиновник. В этом году в министерстве прогнозируют рост авторынка на 14,8%.

Как ранее пояснил замминистра минпромторга Андрей Дементьев, в отличие от западных стран наша программа утилизации стимулировала выпуск новых машин «под заказ», а не расчистку складов. И поэтому российские производства смогли оттолкнуться от дна и теперь у них есть шанс двигаться дальше. Как подчеркнул Рахманов, отныне «автопром должны стимулировать нормальные рыночные законы».

Что же касается утилизации автохлама, то в том виде, в котором она существовала три года, ее уже не будет, повторил Рахманов. Зато появится новый промышленный сектор — утилизационный. Сегодня, сообщил Рахманов, в минпромторге работают над финальной версией концепции утилизации автотранспорта. Ее авторы планируют предложить европейский путь. Это, в частности, предполагает, что за уничтожение и переплавку старых «железных коней» будут платить их последние владельцы. Не исключено, что стоимость утилизации может также закладываться в стоимость машины на этапе ее производства и импорта. Также могут быть задействованы страховые компании или специально созданный фонд для финансирования утилизации авто. «Дебаты по этим и другим проблемам продолжаются», — заметил Алексей Рахманов.

На вопрос журналистов, как в настоящее время в минпромторге оценивают будущее АвтоВАЗа, он ответил в прежнем оптимистичном тоне. По его словам, государство сделало все необходимое, чтобы завод мог модернизировать свои производства дальше. Более того, альянс «Рено-Нисан-АвтоВАЗ» одним из первых начнет работать в новом режиме промышленной сборки, которая предусматривает не менее трети выпускаемых автомобилей оснащать двигателями или коробками передач, производимыми в России. «Через эпоху «застоя» АвтоВАЗ перешагнул и эффективно уходит от него», — отметил директор департамента.

Комментируя новые правила и условия промышленной сборки, которые государство недавно официально представило в совместном трехстороннем приказе Минпромторга, Минэкономразвития и Минфина, Алексей Рахманов заметил, что эта мера всколыхнет не только российский рынок, но и все постсоветское пространство, включая страны Таможенного союза и Украину. «Россия может стать центром автомобилестроения и поставщиком автозапчастей для всех близлежащих рынков, в том числе Европы», — с воодушевлением предположил он.

По данным директора департамента, которые он пока не стал рассекречивать, меморандумы уже готовы подписать 4-5 крупнейших компаний. При этом более 60 заявок поступило от производителей автокомпонентов. Среди них немецкие, французские компании.

Алексей Рахманов обратил внимание этих и других потенциальных партнеров российского авторынка не искать обходных путей или «корыстных людей», которые вызовутся помогать «провести в министерство». «Есть договоренность, что все деловые переговоры и встречи с инвесторами, всю эту «задельную» работу на десять лет вперед я лично и мой коллега, Дмитрий Левченков из минэкономразвития, берем на себя, напрямую, через наши приемные», — предупредил Алексей Рахманов.

Татьяна Зыкова, Российская газета