Калининградские депутаты обратились к председателю Госдумы Борису Грызлову с просьбой повлиять на ситуацию, сложившуюся вокруг деятельности компании «Автотор».
В частности, они отмечают, что предприятие — одно из наиболее крупных и развитых в отрасли, а также играет значительную роль в экономике региона: на 70-80 процентов загружает порт в Балтийске, на долю «Автотора» приходится 35 процентов от общего объема перевозимых Калининградской железной дорогой грузов, налоговые отчисления завода в бюджеты разных уровней по итогам прошлого года составили свыше 15 млрд. рублей. «Однако, несмотря на то, что выпускаемые на «Автоторе» автомобили считаются изготовленными в России, Минпромторг не включил их в категорию товаров отечественого производства для госзакупок и подлежащих субсидированию автокредитов», — говорится в обращении.
Постановление правительства РФ о выдаче льготных рублевых автокредитов сроком на три года вступило в силу в марте 2010 года. Выдавать их вправе 2 госбанка — Сбербанк и ВТБ. В список из 30 автомобилей-льготников вошли нелюксовые марки — весь модельный ряд АвтоВАЗа, UAZ Hunter, а также Ford Focus, Fiat Albea, Kia Spectra, Renault Logan, Skoda Fabia и Volkswagen Jetta. Модели «Автотора», который занимается сборкой автомобилей BMW, Chevrolet, Opel, в этот перечень не вошли. «Chevrolet Lacetti — одна из самых популярных моделей на российском рынке: по итогам 2010 года она замкнула десятку самых продаваемых в России автомобилей, — отмечает генеральный директор «Автотора» Валерий Гoрбунов. — При этом модель долгое время не могла попасть ни в программу льготного автокредитования, ни в программу утилизации из-за того, что завод должен был либо подписать соглашение о промсборке, либо предоставить конкретный план локализации автомобилей. Подписать соглашение о промсборке мы никак не могли, так как лишились бы льгот резидента Калининградской особой экономической зоны. Поэтому по запросу Минпромторга мы подготовили документы по локализации Chevrolet Lacetti. Нам обещали, что до конца января текущего года машина будет официально включена в программу утилизации, однако ситуация до сих пор не изменилась».
Недоумение в связи с неучастием завода в ряде федеральных программ поддержки отечественного автопрома представители «Автотора» высказали при личной встрече с Председателем Государственной Думы. Борис Грызлов с рабочим визитом посетил Калининград. Он осмотрел производственные мощности ведущего предприятия региона (на сегодняшний день в него инвестировано больше 380 млн. евро), ознакомился с показателями его деятельности. «Миф об отверточном производстве был быстро развенчан. На заводе действуют четыре линии, объемы производства в прошлом году составили 96 млрд. рублей. Недавно здесь установили рекорд, собрав за сутки более 800 автомобилей, — рассказал губернатор Калининградской области Николай Цуканов. — В нынешнем году «Автотор» планирует выпустить четыре новые модели, через несколько лет их общее производство должно вырасти со 170 до 300 тысяч единиц в год. Но достигнуть этих цифр можно только при наличии возможностей особой экономической зоны, которые, как известно, могут закончиться через пять лет, что очень сильно ударит по всему региону».
Борис Грызлов оперативно вмешался в решение вопроса о включении Chevrolet Lacetti в список автомобилей, подлежащих льготному автокредитованию. Документ об этом уже подготовлен и находится на согласовании в Министерстве юстиции РФ.
Председатель Государственной Думы отметил также, что Калининградской области после окончания действия закона об особой экономической зоне нужно сохранить льготы. «В области в 2010 году были самые высокие темпы роста производства среди всех субъектов РФ, — подчеркнул он. — Законодательство не позволяет продлевать сроки действия свободной экономической зоны. Но я убежден, что нужно найти возможность предоставления преференций для этого региона и после 2016 года. Одним словом, вопрос помощи развитию калининградской экономики будем решать».
Вопрос о продлении таможенных преференций для калининградских предприятий до 2021 года губернатор Николай Цуканов сейчас активно обсуждает в Москве. «В законе об особой экономической зоне прописано, что переходный период, в течение которого для наших предприятий будут действовать таможенные преференции, продлится до 1 апреля 2016 года, — отметил глава региона. — Однако мировой кризис отбросил экономику области на несколько лет назад. Чтобы встать на ноги, нужно время, еще минимум 5 лет». Губернатор при этом подчеркнул, что продолжает работать над тем, чтобы устранить таможенные барьеры, мешающие динамично развиваться калининградским предприятиям. «Бизнес, — сказал он, — помогает нам двигаться вперед, поддерживает социальную сферу. Власть должна помогать предпринимателям. Если не поддержим бизнес, будем ходить с протянутой рукой в федеральный Центр».
Антон Пролов, Парламентская газета