Другая схема Дерипаски







Авто России

Авто России

«Рособоронэкспорт» и «Тройка Диалог» весной предлагали Олегу Дерипаске создать Объединенную автомобильную компанию и внести в нее акции «АвтоВАЗа». Дерипаска был готов отдать только «Волгу» и проект по выпуску машин на купленном у Chrysler оборудовании. Тогда стороны не договорились, а теперь «Русские машины» хотят поучаствовать в совместном проекте «АвтоВАЗа» и Magna.


В 2006 г. «АвтоВАЗ» выпустил 765627 и продал 724000 автомобилей. Фактически завод владеет сам собой — 66,5% голосующих акций принадлежат его «дочкам». Более 20% — у «Тройки Диалог» и «Рособоронэкспорта». После ликвидации перекрестной схемы владения «Тройка Диалог» и «Рособоронэкспорт» получат 75% плюс 1 акция. «Русские машины» через «Базэл» на 100% контролируются Олегом Дерипаской. Компания владеет 73% акций ОАО «ГАЗ» (в него входят автобусные заводы, предприятия по производству спецтехники, двигателей, грузовых автомобилей).


«Меня никогда не интересовал «АвтоВАЗ», — заявил в начале года в интервью Дерипаска. А объединение группы «ГАЗ» и «АвтоВАЗа», по его мнению, невозможно: «С таким же успехом ГАЗ можно с заводом им. Хруничева объединить».


У предприятий мало точек соприкосновения, признавал в конце апреля и председатель совета директоров «АвтоВАЗа», гендиректор «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов, но добавлял, что такой альянс был бы «политически правильным решением».


Как стало известно «Ведомостям», о принятии этого решения «АвтоВАЗ» и «Русские машины» консультируются уже несколько месяцев. Одна из первых схем была предложена «Рособоронэкспортом» в марте, рассказал источник, близкий к «АвтоВАЗу». Ее суть «Ведомостям» описал сотрудник компании, консультирующей по этому вопросу одну из сторон. Объединенную автомобильную компанию предлагалось учредить за пределами России «с целью развития автомобильной промышленности в России». «Тройка Диалог» и «Рособоронэкспорт» планировали внести в нее контрольный пакет акций компании Vermont и ее «дочек». По информации двух источников, близких к «АвтоВАЗу» и «Базэлу», Vermont владеет акциями «АвтоВАЗа», скупленными «Тройкой» и «Рособоронэкспортом» за последние полтора года. «Русские машины» оплатили бы 50%-ную долю в новой компании деньгами ($325 млн.) и некими активами.


Такая схема существовала, подтвердил «Ведомостям» источник, близкий к «Базэлу». Она уже неактуальна, заявила представитель «Русских машин» Елена Матвеева. Слияние по этой схеме не обсуждается, подтвердил и источник на «АвтоВАЗе».


Чемезов говорил, что стратегическим партнером «АвтоВАЗа» может стать иностранец — Renault, Porsche или Fiat. Топ-менеджер «Тройки Диалог» уверяет, что переговоры с ними продолжаются. Но один из руководителей «АвтоВАЗа» сообщает, что сейчас консультации продолжаются только с Дерипаской — по другим схемам. Дерипаска — основной претендент, подтверждают еще два источника, близких к «АвтоВАЗу».
Шансы на сделку источники с обеих сторон считают невысокими: Дерипаска готов отдать мощности по производству «Волг» и проект на базе выкупленного в прошлом году у Chrysler оборудования, а остальное хочет оставить себе; «Рособоронэкспорт» предпочитает слияние с ГАЗом — или чтобы Дерипаска купил пакет «АвтоВАЗа». Дерипаска возражает: «АвтоВАЗ» сильно переоценен, передают собеседники «Ведомостей». 8 июня в РТС капитализация «АвтоВАЗа» составляла $3,4 млрд., а ГАЗа — $2,63 млрд.


Представитель «АвтоВАЗа» Иван Скрыльник и «Тройки Диалог» Виктория Абраменко тему переговоров «АвтоВАЗа» и ГАЗа 8 июня не комментировали. Матвеева замечает, что ее компанию интересует не столько сам «АвтоВАЗ», сколько совместный с Magna проект бюджетной машины: «Русские машины» и сами ведут проект «народного автомобиля» стоимостью до $10 000. Гендиректор московского офиса Magna Александр Наволоцкий говорит, что его компания в курсе интереса «Русских машин» к проекту Magna с «АвтоВАЗом»: «Но конкретные детали вхождения «Русских машин» в него пока не обсуждались».


Такой альянс аналитики считают более оправданным, нежели слияние ГАЗа и «АвтоВАЗа». «Можно объединить и кастрюли с самолетами, но экономического смысла в этом нет», — шутит аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. «АвтоВАЗ» и впрямь переоценен, добавляет аналитик «Атона» Татьяна Капустина: «Тройка» и «Рособоронэкспорт» скупали акции на рынке, капитализация завода раздулась спекулятивно. Сахнова считает справедливой стоимостью «АвтоВАЗа» $1 млрд. Но сделка состоится, если ее поддержит Кремль, заключает она.







Юлия Федоринова, Дмитрий Симаков, Ведомости