«В последнее время некогда даже голову поднять…»

Интервью с главой АвтоВАЗа Игорем Комаровым, в котором он рассказал о задачах, стоящих перед заводом.

- Программа утилизации, начатая год назад, практически подошла к концу. Ожидали ли вы год назад, что она окажет такой сильный эффект на АвтоВАЗ?

- Мы еще в феврале 2010 г. заявляли, что хотим получить не менее 50% продаж по программе, это вызывало усмешку у наблюдателей. Мы на март заранее запланировали кратное увеличение производства. Партнеры по альянсу говорили, что мы чрезмерно оптимистичны и берем на себя слишком большие риски. Если бы завод мог произвести больше, эффект был бы еще сильнее, но мы уперлись в возможности поставщиков.

Сейчас считают, что главным бенефициаром по программе стал АвтоВАЗ, но это не совсем так. Главным выгодополучателем стали потребители, для них получение 50 000 руб. от государства — существенный стимул к покупке нового автомобиля. А мы фактически единственные, кто работает в сегменте самых доступных автомобилей, поэтому и получили такой результат.

- Насколько существенным, на ваш взгляд, будет снижение ваших продаж после завершения программы?

- Благодаря ее продлению оно вряд ли будет таким резким, как в Европе. Но темп подачи заявок сейчас на уровне второй половины 2010 г., востребованность есть. Мы запланировали производство в этом году около 700 000 автомобилей и автокомплектов и намерены выполнить эти планы.

- Сейчас вы вносите коррективы в бизнес-план до 2020 г., принятый год назад. Можете сказать, что именно поменяется?

- За год изменился рынок, его перспективы и объемы, выросли и наши амбиции. Не только АвтоВАЗ, но и альянс Renault-Nissan поставил более амбициозные задачи. Теперь нам надо запустить за меньший срок большее количество новых автомобилей: в конце этого года — Lada Granta, в первом полугодии 2012 г. — минивэн R90 и фургон F90 на платформе B0, в III квартале 2012 г. — автомобиль Nissan на той же платформе, в 2013 г. — ультрабюджетный хетчбэк Granta и еще два автомобиля для Renault на платформе В0. Семь моделей за три года — АвтоВАЗ в таком темпе, думаю, никогда не работал.

Мы предусматриваем увеличение объемов, но есть задача и оптимизации инвестиций, поэтому на действующих линиях будем работать не в две, а в три смены. Благодаря чему сможем сэкономить на строительстве новых мощностей и будем выпускать до 300 000 машин на каждой линии. Первая из них начнет работу уже в I квартале 2012 г., полностью завершить модернизацию тоже планируем в течение трех лет. В наших планах — модернизация кузнечно-прессового производства, ускорение расширения мощностей по выпуску коробок передач и двигателей. Объемы двигателей через 5-7 лет составят около 1,5 млн., мы их планируем поставлять для предприятий альянса в России. Через три года АвтоВАЗ должен стать другим, но, чтобы это осуществить, потребуется заметно увеличить объемы инвестиций — до 25-27 млрд. руб. в год в 2011-2013 гг. АвтоВАЗ впервые за долгое время столкнулся с серьезной проблемой: надо уже к концу года в два раза увеличить число инженеров и конструкторов для реализации проектов — принять на работу около тысячи человек. В ближайшие месяцы мы должны найти дополнительно порядка 300 специалистов, до конца 2012 г. увеличить их число на 8 001 000 человек.

- Успеете запустить производство и продажи Lada Granta в этом году, как обещали раньше?

- Тестовые машины уже собираем, серийное производство намерены запустить в октябре, продажи стартуют в конце 2011 г. Мы уже говорили, что цена на Granta начнется от 220 000 руб. В середине мая хотим ее показать специалистам и журналистам, официальная презентация для публики — на выставке «Интеравто» в конце августа.

- С запуском Granta производство «классики» закончится?

- Производство «пятерки» уже прекращено, с апреля сборку «семерки» планируем перенести на «ИжАВТО», она будет продолжаться, скорее всего, до конца года. «Семерка» — самая дешевая Lada, ее продажи, падавшие все последние годы, подскочили после начала программы утилизации и по завершении программы, считаю, упадут. Ее место займет Lada Granta — совершенно другая машина по комфорту, экономичности и экологичности, при этом ненамного дороже «семерки», цена на которую выросла уже до 200 000 руб.

- Производство Lada Kalina тоже прекратится?

- Нет. Мы прекратим производство седана Kalina, его заменит Granta, но останутся другие кузова этой модели. Планируем с 2013 г. провести фейслифтинг универсала и хетчбэка Kalina, их прототипы уже изготовил наш дизайн-центр.

- Вы заплатили Renault 220 млн. евро за свою платформу B0, а как будете лицензировать разработки друг друга сейчас? Была информация, что они получат доступ к платформе Granta вообще бесплатно.

- Будем не закупать лицензии друг у друга, а компенсировать издержки на разработки или станем обмениваться лицензиями. Если мы что-то берем у партнеров, то взамен даем им возможность пользоваться нашими разработками. Сейчас добиваемся получения лицензий на двигатели нового поколения Nissan, сможем на взаимовыгодных условиях получить обновленную платформу B0.

Что касается использования партнерами платформы Granta, ведем сложные переговоры — хотим получать доход от внедрения наших разработок с каждого автомобиля, сейчас договариваемся о дифференциации цен на наши и их машины, о том, какой доход будет получать АвтоВАЗ от продаж партнеров. Здесь много вопросов — альянс Renault-Nissan будет использовать свои бренды, самостоятельно нести риски этого проекта, а мы при этом хотим получить от продаж их машин доходность, сравнимую с доходностью от собственного производства Granta. Планируем договориться по основным условиям до конца первого полугодия.

- Вы по-прежнему предполагаете выйти на уровень производства в 1 млн. Lada в год, т. е. занять четверть рынка одним брендом? Такого ведь нет ни на одном крупном автомобильном рынке.

- Это действительно много. Но к 2020 г. у нас будет около трети сегмента автомобилей экономкласса, на котором завод специализируется. Наша с партнерами задача — добиться доминирования в этом сегменте, после 2014 г. с ростом качества выходить в более дорогие сегменты: C, SUV, MPV и т. д. Мы должны сделать новую платформу B, которая тоже будет иметь при европейском уровне качества серьезные преимущества в цене за счет массовости производства и адаптации к российским условиям.

- Как вы будете финансировать инвестпрограмму?

- Хотим, чтобы операционный денежный поток был положительным, рассчитываем, что доходы от операционной деятельности покроют большую часть инвестиций. Потребуются финансовые вливания 50-60 млрд. руб. в течение трех-четырех лет — это и заимствования, и вклады в уставный капитал. Уровень долга будет достаточно высоким, и, если акционеры рассмотрят внесение денежных средств в капитал, это серьезно улучшит финансовую модель АвтоВАЗа.

- В связи с ростом инвестиций рассчитываете ли по-прежнему на чистую прибыль?

- В 2010 г. по РСБУ мы получили 2,1 млрд. руб. и в следующие годы рассчитываем оставаться прибыльными. Бюджет 2011 г. предусматривает ее рост по сравнению с предыдущим годом.

- Вы раньше говорили, что намерены повысить качество Lada Granta, а затем и других автомобилей производства АвтоВАЗа до европейского уровня. Удастся выполнить обещание?

- Для нас это вызов, и мы понимаем, что сможем выполнить бизнес-план, только если изменим отношение к качеству. Для АвтоВАЗа этот и следующий годы должны пройти под лозунгом кардинального улучшения качества, и мы уже добились серьезных успехов: за год с небольшим снизили число дефектов в поставляемых комплектующих в три раза, обращения в сервис по гарантии за первые три месяца эксплуатации Lada — на 40%. В этом году мы впервые поставили показатели качества как самый важный критерий оценки поставщиков и своих сотрудников, перестраиваем систему материального стимулирования и уверены, что добьемся необходимых показателей качества. Международный опыт показывает: более 80% проблем качества решаются без серьезных затрат.

- Риск нового кризиса вы считаете существенным? Что делаете, чтобы минимизировать негативные последствия?

- Да, считаю существенным. 2008 год нас мало чему научил, в первом полугодии был сырьевой бум: в полтора раза подорожала нефть, на 48% — сталь. В течение трех месяцев после этого стоимость комплектующих выросла на 13-18%, как следствие, выросли цены на автомобили. В результате после начала кризиса продажи упали в два раза. Сейчас происходит то же самое — резкий рост цен на сырье, двузначные цифры увеличения энерготарифов и проч., а это означает рост себестоимости и розничных цен на машины. Мы вплотную подошли к порогу, когда дальше повышать цену на Lada нереально. Одновременно растет курс рубля — на 7%. Из-за всего этого экспортные цены на наши машины увеличились на 1315%, Lada 4×4 в Европе сейчас стоит дороже Renault Duster, представляете? На внутреннем рынке то же самое: из-за укрепления рубля дешевеет импорт, падает конкурентоспособность российской продукции. Чтобы компенсировать изменение валютных курсов, надо на эту величину снизить себестоимость, а она растет из-за роста стоимости сырья. Единственный способ уменьшить риски — продолжать повышать эффективность производства и снижать затраты. АвтоВАЗ должен стать самым «подсушенным» автопроизводителем, но это тоже имеет предел.

- Чем АвтоВАЗу грозит вступление в ВТО? Не будет ли соглашение, заключенное нашими переговорщиками по ВТО, таким же болезненным, как и для производителей грузовиков?

- Переговоры идут с 1990-х гг., договоренности по пошлинам на автомобили фиксировались, когда рынок был другим. С точки зрения 2004 г. переговорщики сделали все верно. В любом случае эффект ВТО для нас минимален — в сегменте, где работает АвтоВАЗ, никто из конкурентов пошлин не платит, пользуясь льготами режима промсборки.

- Президент Renault-Nissan Карлос Гон осенью прошлого года объявил, что альянс намерен довести свой пакет в АвтоВАЗе до контрольного, говорилось, что это может случиться уже в 2012 г. К каким изменениям для завода это приведет? Останется ли он самостоятельной компанией?

- В составе акционеров останутся и «Ростехнологии», и Renault-Nissan, и «Тройка Диалог». Что может измениться? Программа стратегического развития будет принята, будем ее выполнять так, как договорятся акционеры. АвтоВАЗ был и останется самостоятельным членом альянса с собственным брендом и менеджментом. Изменится распределение ответственности за завод между акционерами, наверное, большую ответственность будет нести альянс Renault-Nissan.

Алексей Непомнящий, Ведомости