Рынок автокредитования в России вновь набирает обороты: если в кризисный период доля кредитных автомобилей составляла около 25%, то в настоящий момент она возросла до 35%, констатирует директор департамента розничных банковских продуктов Связь-Банка Мария Зенина. При сохранении существующих темпов роста рынка, в текущем году практически каждый второй автомобиль будет продан с привлечением заемных средств, предполагают эксперты.
Стабильный рост кредитования наметился во многом благодаря реализации государственных программ по субсидированию автокредитов и утилизации автомобилей, внедренных Минпромторгом РФ в прошлом году. Всего в 2010 году банки получили от физических лиц 354 554 заявки по программе субсидирования кредитов на приобретение автомобилей. Выдано 165 708 кредитов, с помощью которых было приобретено 10% новых автомобилей. В начале этого года российское правительство приняло решение о продление данной программы до конца года. Более того, в начале марта в перечень моделей, кредитуемых в рамках программы субсидирования, были добавлены Hyundai Solaris, Fiat Linea и Chevrolet Lacetti. Теперь в программе участвуют 56 моделей.
По программе утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств за тот же 2010 год было выдано свыше 400 тыс. свидетельств об утилизации. По данным агентства «Автостат», каждый второй вазовский автомобиль был продан по этой программе.
Среди прочих факторов, оказавших благоприятное влияние на развитие российского рынка автокредитования, директор департамента автокредитования Русфинанс Банка Евгений Новиков отметил стабилизацию стоимости фондирования, позволяющую удерживать процентные ставки по кредитам на приемлемом уровне. По оценкам эксперта, снижение процентных ставок возможно в этом году, но не более чем на 0,5-1 п.п. Как считает директор департамента розничного бизнеса банка «АК БАРС» Марат Ганеев, сейчас банки приблизились к уровню ставок, при котором получаемый доход немногим больше стоимости привлечения ресурсов.
При этом ценовой аспект конкуренции между банками на рынке автокредитования, по мнению руководителя департамента маркетинга и электронных сервисов банка УРАЛСИБ Михаила Воронько, будет отходить на второй план в связи с возвращением ставок к докризисному уровню и схожестью условий кредитования.
«В сложившейся ситуации усиление конкуренции заставляет искать альтернативные варианты привлечения клиентов», — добавляет Марат Ганеев. Многие кредитные организации объявили о запуске специальных акций и новых кредитных продуктов, а также об изменении неценовых параметров кредита: увеличении суммы и срока кредита (до 7 лет) и скорости рассмотрения заявки; либерализации требований к заемщикам (как правило, теперь требуется лишь паспорт и водительское удостоверение) и к страхованию приобретаемого транспорта.
Способствует росту рынка, по мнению члена правления, руководителя дирекции обслуживания физических лиц Райффайзенбанка Андрея Степаненко, и увеличение доли кэптивных банков, и появление все большего количества совместных программ банков и автопроизводителей, позволяющих получить кредит под минимальный процент. Данная тенденция опять же усиливает конкуренцию среди банкиров на рынке новых автомобилей. Поэтому кредитные учреждения будут проявлять все больший интерес к рынку подержанных машин.
«Глобальный передел рынка маловероятен, поскольку традиционные банки постоянно модернизируют продуктовую линейку и могут в ответ предложить альтернативные льготные условия», — говорит Марат Ганеев.
В любом случае, увеличение конкуренции на рынке авто-кредитования неизбежно приведет к дальнейшему смягчению требований и улучшению условий по кредитным программам. «Это только вопрос времени, — считает Михаил Воронько. — Уже известны случаи увеличения сроков кредитования и снижения уровня первоначального взноса до 0% от стоимости авто, не говоря уже о постоянных корректировках в сторону уменьшения процентных ставок по кредиту».
При этом Мария Зенина, например, уверена, что, учитывая последнее повышение ставки рефинансирования до 8%, ставки по классической схеме кредитования с полным пакетом документов значительно уменьшаться не будут и останутся в пределах 11-13%. «Уже сейчас ставки по кредитам опустились ниже докризисного уровня», — резюмирует эксперт.
Андрей Москаленко, Профиль