Афтершок

Землетрясение в Японии может стать серьезным испытанием для мирового автопрома. Что будет с поставками японских машин и комплектующих?

Уже в самом начале землетрясения приостановили работу на родине «Тойота» и «Ниссан», а также «Хонда», «Мицубиси» и «Сузуки», затем так пришлось поступить и «Мазде». Теперь «Тойота» объявила о том, что приостанавливает работу всех сборочных заводов в США. «Ниссан» приостанавливает производство на четырех своих заводах в Штатах и Мексике вдобавок к уже закрытым ранее шести предприятиям в самой Японии. На сокращенный режим работы перешли заводы GM в США, а также Ford и Opel в Европе, которые часть компонентов получали из Японии. Потери для японского рынка уже можно подсчитать: в марте было продано всего 279,4 тыс. легковых автомобилей, грузовиков и автобусов, что на 37% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Глобальные прогнозы тоже нерадостные: землетрясение в Японии и его последствия могут при неблагоприятном стечении обстоятельств грозить мировому автопрому падением производства на 30%, серьезное сокращение может произойти уже в апреле.

Формально Япония — второй автопроизводитель в мире после США. Но если сложить продукцию, выпускаемую на всех японских заводах — внутри страны и за ее пределами, — то Япония станет первой. Японский автопром давно уже перерос границы островного государства. У компании «Тойота», к примеру, работают 52 завода по всему миру. Остальные тоже раскинули сети по всей планете. Так, у «Ниссана» — 22 завода, у «Хонды» — 11, у «Субару» — 3. А если взять, например, далеко не самую крупную фирму — «Сузуки», то на родине она собирает лишь 900 тыс. малолитражек, из которых половина уходит на экспорт, а на зарубежных заводах — 1,5 млн. штук. Всего же все японские автоконцерны даже не в самый удачный прошлый год продали по миру около 19 млн. машин. Из них на внутреннем рынке — всего 3,9 млн. единиц. Кроме того, за пределами Японии расположены многие научно-исследовательские и дизайнерские центры компаний: в США, Европе и даже Китае. Там проектируют новые модели и ведут фундаментальные исследования, касающиеся использования новых технологий. Словом, тенденция понятна. Все больше и больше зарубежных заводов японских компаний выпускают (и продают) все больше и больше автомобилей по всему миру. Вокруг новых сборочных заводов возникают местные производители комплектующих, формируются новые кластеры. Даже многие «чисто японские» модели с правым рулем выпущены далеко за пределами страны. Скажем, ряд моделей «Ниссан» поступает на японский рынок с британского завода компании. А популярную «Тойоту-Королла» выпускают на 11 предприятиях на всех континентах; «Хонду-Сивик» — на пяти.

Что касается России, то большая доля машин самых популярных японских брендов поставляется на российский рынок не из Японии. Например, по словам представителя компании «Ниссан» в России Татьяны Натаровой, около 80% продаваемых в России машин не японского производства. Из всего нашего модельного ряда «Ниссан» на островах собирают лишь «Патрол», у «Хонды» — один «Аккорд». «Хонда-Сивик» поступает из двух стран — Англии и Турции, и не всякий покупатель знает об этом. Лишь все модели «Мазды» и «Субару» — «чистокровные японцы».

В представительствах японских автоконцернов в Москве на вопрос о перспективах поставок на российский рынок отвечают осторожно. Как рассказала Евгения Тетерина, специалист по корпоративным коммуникациям компании «Тойота» в России, 17 марта 2011 года компания «Тойота Мотор Корпорэйшн» возобновила на семи предприятиях в Японии производство запасных частей для технического обслуживания автомобилей, 21 марта возобновлено производство и поставки автокомплектующих для предприятий за пределами Японии. А 28 марта возобновлено производство и поставки некоторых моделей с гибридным приводом, которые пользуются повышенным спросом на мировом рынке, — Toyota Prius, Lexus CT200h и др. Производство этих автомобилей было восстановлено на заводах Тсутсуми и Кюсю. «В настоящее время мы справляемся с ситуацией за счет автомобилей и запасных частей, которые находятся на складах, а также за счет текущих поставок. Автомобили и запасные части, которые были отгружены до землетрясения, сейчас в пути. Срок поставки в дилерские центры России может занимать до 60 дней. Поскольку наши дальнейшие решения о поставках автомобилей напрямую зависят от того, когда будет полностью возобновлено производство автомобилей в Японии, пока мы не имеем возможности давать более точные прогнозы по поставкам в дальнейшем», — пояснила представитель автоконцерна.

Что касается, например, «Мицубиси», то, как говорит Кирилл Устинов, представитель компании «Рольф-импорт», концерн рассчитывает избежать задержек с поставками на российский рынок, так как заводы в Японии продолжают отгружать автомобили и комплектующие в Россию по запланированному графику. Более того, по просьбе дистрибьютора компания перепрофилировала завод в Оказаки исключительно под производство Mitsubishi ASX — новинки, на которую еще недавно выстраивались многомесячные очереди. По заверениям представителей компании, временная остановка производства в Японии 14 и 15 марта не оказала влияния на изменение объема экспорта и сроков поставки автомобилей и комплектующих в Россию.

Однако сбой в работе японских сборочных предприятий в России возможен, считает Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат». Из Японии поставляются комплектующие, и, как правило, это самые сложные узлы. Между тем больше всего пострадал от стихии завод JATCO — крупнейший поставщик коробок передач. Но насколько серьезным будет сбой, зависит от схем логистики и от того, насколько быстро они смогут заменить поставщиков дефицитных комплектующих, поясняет эксперт. Надо уточнить, что логистическое плечо между портами Японии и Финляндии (или Санкт-Петербурга) — это основной маршрут доставки автомобилей в Россию — составляет в среднем 45 суток. То есть суда, вышедшие к нам до катастрофы, будут прибывать еще около месяца. За это время, как уверяют сами производители, они наверняка сумеют в основном восстановить производство в Японии. В случаях, если сохранятся какие-то проблемы, сборку востребованных моделей автомобилей или компонентов можно перенести на другие территории.

Японские риски не стоит недооценивать, считает Сергей Целиков, однако последствия для российского рынка не будут катастрофическими. Просто спрос может переключиться на машины других производителей. Могут выиграть корейские и европейские компании, которые не связаны поставками автокомпонентов из Японии.

Игорь Моржаретто, Ирина Кезик, Профиль