Информационная группа Finam.ru провела конференцию «Российский автопром: новшества от регуляторов и новые альянсы». Участники отмечают: объем рынка динамично ростет, но пока не достиг докризисного уровня.
Российский авторынок в 2010 году активно восстанавливался. Рост его объемов, если считать продажи легковых и легких коммерческих автомобилей, составил 30%, отмечает директор Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи: «Но надо понимать, что после резкого спада продаж в 2009 году, сказывается не только общее оживление рынка и экономики, но и эффект «низкой базы». Уровня 2008 года по объему продаж мы не достигли. Если в 2008 году было продано 2,08 млн. легковых и легких коммерческих автомобилей, то в 2010 году — 1,91 млн. На докризисные показатели по объемам реализации удалось выйти Kia, Volkswagen, Mercedes-Benz, BMW и Audi».
С тем, что авторынок в прошлом году вырос на треть, согласен и обозреватель Finam.ru Алексей Захаров. Однако, по его словам, не следует забывать о влиянии программы утилизации: «По косвенным данным (прямых цифр нет), можно оценить вклад госпрограммы в годовой результат рынка примерно в 270-280 тыс. автомобилей. Тогда получается, что «чистый» рост рынка в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил примерно 9%».
Показатели рынка в 2010 году могли бы выглядеть и лучше, если бы у автодилеров было в наличии большее количество автомобилей, уверена г-жа Арабаджи: «Так, по программе утилизации по ряду иностранных моделей были очереди, т. е. люди не смогли в 2010 году купить эти автомобили — они перейдут на 2011 год». Эксперт добавляет, что рост авторынка также сдерживается макроэкономическими факторами — кредитные условия смягчались постепенно.
В частности, если в первой половине 2009 года ставки по рублевым кредитам достигали 20-25%, то уже к концу 2010 года, благодаря росту доступности финансовых ресурсов, снижению ставки рефинансирования и общей стабилизации доходов средний уровень ставок по рублевым кредитам составлял 14-16%, а по валютным — 12%. Также произошло смягчение требований к заемщикам, говорит г-жа Арабаджи: «Нужно отметить, что пока еще размер ставки по кредиту и размер первоначального взноса связаны: чем больше первоначальный взнос, тем меньше процентная ставка. В кризис сократилось количество длинных кредитов».
В целом доля продаж автомобилей в кредит в 2010 году, по оценкам участников, вернулась к докризисному уровню. Так, в Москве в кредит продавалось около 30-35% автомобилей, в регионах несколько меньше — 20-25%. «Нынешние условия и без того делают автомобильное кредитование привлекательным для банков, — считает г-н Захаров. — Дальше все будет определять макроэкономика».
Рынок автокредитования растет, неплохо работает и госпрограмма субсидирования ставок, констатирует директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков: «Но при нынешней инфляции (реальной) ожидать от банков дальнейшего снижения ставок не стоит. По законам экономики и бизнеса для них в этом нет смысла. Разве что только в «режиме ручного управления из Кремля» их заставить силой».
Владислав Исаев, Промышленный еженедельник