Основным итогом салона легковых автомобилей, проходившего в женевском выставочном комплексе Palexpo, можно считать наглядное подтверждение того факта, что мировая автомобильная промышленность покончила с кризисом и вступила в новый этап развития.
Этот этап характеризуется широким применением современных технологий и материалов, началом использования альтернативных источников энергии, стремлением к минимизации негативного влияния автотранспорта на окружающую среду.
Как было объявлено на пресс-конференции, предшествовавшей открытию салона, в 2010 году в мире было реализовано 60 млн. новых легковых автомобилей (без учета пикапов и мини-автобусов), что на 25% больше, чем в предыдущем году и на 7% выше уровня предкризисного 2008 года. По данным справочника — каталога «Автомобиль-ревю 2011», рост выпуска автомобилей наблюдался в минувшем году во всех без исключения странах-производителях. Более того, замечено послекризисное увеличение производства практически всех известных автомобильных марок, кроме трех: Smart (Франция), Lancia (Италия) и Zastava (Сербия). Рост производства и продаж легковых автомобилей продолжался и в текущем году. Даже в такой сверхмоторизированной стране, как Швейцария, где в 2010 году было зарегистрировано 5,4 млн. автомобилей, то есть семь машин на 10 жителей, продажи новых машин в январе-феврале 2011 года увеличились еще на 14% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Преодоление кризисного спада производства, самого глубокого в современной истории мирового автомобилестроения, обусловило повышение спроса на выставочные площади женевского автосалона, по праву считающегося лидером в «большой пятерке», куда входят также международные выставки автомобилей в Детройте, Токио, Франкфурте и Париже. В результате в 2011 году женевский салон не смог разместить всех желающих экспонентов, так как при площади семи действующих павильонов в 80 тыс. кв. м поступило заявок более чем на 86 тыс. В связи с этим некоторые фирмы, в частности из Китая, получили вежливый отказ. И тем не менее более компактное, если не сказать более тесное, чем обычно, размещение экспонатов и вынужденные перегруппировки стендов сразу бросались в глаза завсегдатаям салона.
Всего в выставке приняли участие 260 фирм из 31 страны, продемонстрировавших свыше 700 экспонатов. Более чем 10 тыс. представителей СМИ со всего мира была предоставлена возможность посетить салон за 2 дня до его официального открытия президентом Швейцарии и поучаствовать в 84 конференциях-презентациях известнейших автомобильных фирм. На салоне состоялись 63 мировые, 34 европейские и 53 швейцарские премьеры, то есть первые показы еще не поступивших на рынок новых моделей. Тем самым был еще раз подтвержден авангардистский характер женевского автосалона, позволяющего не только познакомиться с современным состоянием мирового автомобилестроения, но и заглянуть в его будущее.
Одной из главных тем автосалона стал поиск эффективных способов использования энергии в целях сохранения окружающей среды, прежде всего путем сокращения выбросов СО2. Для автомобилей с традиционными бензиновыми двигателями картина достаточно ясна: все демонстрировали очередные успехи в борьбе за снижение потребления топлива и соответствующее сокращение выбросов. Достигалось это воплощением новаторских идей в производстве двигателей, снижением веса машин благодаря внедрению легких металлов и сплавов, улучшением обтекаемости, повышением качества шин и т. п.
В результате за последние 10 лет среднее потребление топлива на 100 км пробега сократилось у новых автомобилей в среднем на 25% и на конец 2010 года составило 6,6 литра. Согласно прогнозу Auto Swiss, головного объединения автомобильного сектора швейцарской экономики, повышение экономичности двигателей будет продолжаться, так что через 10-20 лет среднее потребление горючего на 100 км сократится до 3 литров по бензину и до 2 литров по дизельному топливу.
Менее ясная картина вырисовывается в отношении двигателей, использующих альтернативные источники энергии. Среди «альтернатов» на сегодня наиболее прочно утвердились автомобили, работающие на природном газе, в том числе с применяемой в Швейцарии добавкой биогаза. Их во всем мире насчитывается более 2 млн., причем эта цифра постоянно растет, как и число специальных заправочных колонок. Газ является не только более чистым с экологической точки зрения, но и гораздо более дешевым топливом. В Швейцарии при нынешнем уровне цен за 100 швейцарских франков можно проехать на бензине 770 км, на дизельном топливе — 1010 км, а на природном газе — 1210 км.
Как и в прошлом году, работающие на газе машины фирм Fiat, Ford, Mercedes-Benz, Opel, Peugeot и Volkswagen были представлены на едином стенде швейцарского объединения «Газомобиль». Многие из них были специально оборудованы для использования в городском и коммунальном хозяйстве, на почте и т. п.
Оснащение легковых автомобилей комбинацией двигателя внутреннего сгорания с электромотором обеспечивает, как известно, существенное снижение потребления топлива и выбросов СО2, а также ощутимо увеличивает плавность и бесшумность движения.
Лидирующие позиции в этой области, как показал салон, удерживают японские фирмы. Десятку самых экологически чистых автомобилей, составляемую международной ассоциацией «Транспорт и окружающая среда», в прошлом году возглавлял гибрид Prius фирмы Toyota.
В этом году на первое место вышел Lexus, представивший целую гамму гибридных автомобилей престижного класса, в том числе четырехцилиндровый СТ 200 мощностью 99 л. с. и со средним расходом топлива на 100 км всего в 3,8 литра, а также восьмицилиндровый LS 600 мощностью 394 л. с., расходующий на 100 км в среднем 9,3 литра бензина.
На стенде Infiniti, быстро прогрессирующего в Европе люксового бренда концерна Nissan, большой интерес специалистов вызвал шестицилиндровый гибрид М-35 мощностью 364 л. с. и с расходом бензина в 7 литров на 100 км. В ходе организованных перед салоном тест-драйвов можно было прокатиться на гибридных Lexus и Infiniti и оценить удивительную плавность и бесшумность их хода, сравнимые с ощущениями в полете на планере.
На салоне были представлены также серийные или опытные модели гибридных автомобилей фирм Honda, BMW, Volkswagen, Mercedes-Benz. Ожидается, что в ближайшие годы популярность гибридов возрастет.
По сравнению с предыдущим автосалоном заметно поубавилось оптимизма в отношении перспектив машин, работающих исключительно на аккумуляторных батареях, заряжаемых от сети. Эти экологически абсолютно чистые автомобили с нулевым выбросом СО2 еще совсем недавно рассматривались зелеными фундаменталистами как лучшее средство спасения окружающей среды от растущей транспортной угрозы.
Причин для последовавшего отрезвления оказалось сразу несколько. Главная из них заключается в том, что пока не удалось решить проблему повышения мощности батарей без увеличения их веса. В свете этой и ряда других соображений (высокая цена, трудности рекуперации литиевых батарей, неясность в отношении способов взимания налогов и т. п.) экологический ореол электромобилей заметно потускнел. По озвученной на салоне оценке руководителя крупнейшего автоконцерна Volkswagen, даже через 20 лет доля электромобилей в производстве легковых машин не превысит 3%. При этом электромобили будут использоваться главным образом для доставки товаров и людей на небольшие расстояния в черте городов. Показательно, что сам Volkswagen выставил на салоне прототип компактного городского электротакси с багажным отсеком на месте рядом с водителем и автономностью в 300 км.
Как и в предыдущие годы, наибольшие толпы собирали вокруг себя гламурные Bentley, Ferrari, Maserati, Rolls-Royce и им подобные. В те два дня, когда салон был открыт только для представителей СМИ, внимание журналистов на стенде Rolls-Royce привлек экспериментальный Phantom 102ЕХ. Его примечательность состояла в двух электрических моторах, работающих на трех больших батареях, заряжаемых оригинальным индукционным методом. Западные журналисты с иронией описали эту причудливую модель «экономного Rolls-Royce», подчеркнув ее ограниченную автономность в 200 км.
По общей оценке, женевский автосалон-2011 прошел с большим успехом. Об этом, в частности, говорит новый рекорд посещаемости — 735 тыс. человек, или на 6% больше, чем в предыдущем году. Однако устроители салона и не думают останавливаться на достигнутом. Уже объявлено о решении расширить выставочные площади на 6 тыс. кв. м. Для этого в самое ближайшее время начнется сооружение нового павильона, который будет готов к автосалону 2013 года. Кризис остался позади.
Сергей Сафронов, Независимая газета