Цена коррупции

Из-за коррупционного скандала в России немецкий концерн Daimler изменил схему взаимодействия с госструктурами. Как заявил на автофоруме Института Адама Смита президент «Мерседес-Бенц рус» Юрген Зауэр, компания с 1 марта начала продавать автомобили в Московском регионе госорганизациям и госкомпаниям только через собственную розничную сеть, состоящую из двух дилерских центров.

«Коррупция в России сильно влияет на бизнес», — объяснил Зауэр. Год назад в США были обнародованы, в обмен на освобождение от дальнейшего преследования, признания Daimler в «покупке» контрактов на поставку автомобилей госструктурам разных стран. По данным обвинения, не менее 5 млн. евро откатов осело в России после заключения контрактов на поставку автомобилей в Гараж особого назначения ФСО, МВД, Минобороны и т. д. Прокуратура США предъявляла претензии непосредственно Daimler, но та, судя по всему, переадресовала их дилерам. В целом на госструктуры в России приходится «значительно менее 5%» продаж Mercedes-Benz, сообщил представитель марки. Выручка компании в 2010 г. в России от продажи легковых автомобилей составила 1,3 млрд. евро, так что антикоррупционная неустойчивость дилеров может стоить им 65 млн. евро.

Способ борьбы с коррупцией, который выбрал Mercedes, на первый взгляд довольно странный. Куда может деться коррупция, если из цепочки исключили дилеров, а чиновники — потенциальные взяточники — все равно остались? Откаты платили-то как раз им, а не автосалонам.

Однако, как утверждает руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, отказ от посредников снизит уровень коррупции.

- В цену посредника можно спрятать любой откат, а теперь ведомства и госкомпании будут покупать автомобили по той цене, которую заявит завод, — объясняет эксперт.

Ведомости