Московские власти рассчитывают на силу тока

Для улучшения экологической ситуации в городе столичные власти намерены стимулировать продажи гибридных автомобилей. Московский департамент природопользования объявил о планах снизить транспортный налог и ввести льготное кредитование для владельцев таких транспортных средств.

«У нашего департамента есть планы выступить с инициативой о внесении поправок в законодательство, которые стимулировали бы граждан приобретать гибридные автомобили, — заявил руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский. — Например, это можно сделать через снижение транспортного налога, дотации, снижение таможенных платежей, льготное кредитование». Как пояснили в пресс-службе ведомства, речь пока идет об «изучении общественного мнения».

В России лидерами продаж гибридов являются Lexus и Toyota, однако за шесть лет эти автомобили так не смогли стать популярными, поскольку они дороже традиционных. По оценке руководителя агентства «Автостат» Сергея Целикова, доля гибридов на российском авторынке составляет менее 0,1%. По данным Агентства промышленной информации, в 2009 году в Россию было ввезено всего 1012 гибридов. С учетом того, что на Москву приходится около 40% продаж иномарок в РФ, можно говорить лишь о нескольких сотнях гибридов в столице, владельцев которых могут коснуться налоговые льготы.

Тем не менее, эти автовладельцы обременены существенным транспортным налогом — большинство продаваемых гидридов относятся к премиальным брендам и оборудованы мощными двигателями. К примеру, мощность Lexus GS450H составляет 296 л. с., Mercеdes-Benz S400 Hybrid — 299 л. с., BMW X6 Active Hybrid — 407 л. с. Их владельцы платят налог из расчета максимальной для Москвы ставки — 150 руб. за лошадиную силу. Единственный «бюджетный» гибрид — это Toyota Prius мощностью 136 л. с. Любопытно, что владельцы «приусов» выпуска конца 90-х платят налог лишь за бензиновый двигатель мощностью 60 л. с. (420 руб.), так как мощность электромотора в документах не указана. В случае с современными моделями в техпаспорте указывается уже полная мощность силовой установки.

Отметим, что еще экс-мэр Юрий Лужков пытался привить интерес к автомобилям с невысоким уровнем выхлопа. В 2008 году мэрия провела эксперимент по стимулированию спроса на машины массой не более тонны и объемом двигателя не более 1,3 л. Владельцы таких автомобилей получали при регистрации машины в ГИБДД в качестве бонуса карту для получения топлива на сумму 24 тыс. руб. Однако, выдав несколько тысяч карт, мэрия прекратила эксперимент, поскольку продажи малолитражек существенно не выросли. Кроме того, в декабре 2008 года г-н Лужков заявил о намерениях приобрести 500 Toyota Prius для столичных нужд, что могло бы обойтись городу в €16-18 млн. Впоследствии гибриды так и не закупили.

По мнению Сергея Целикова, снижение налоговой нагрузки для владельцев гибридов существенного объем продаж не создаст: «Для них это не столь актуальный вопрос».

«Гибридные автомобили — довольно новые для российского рынка, и снижение транспортного налога не повлияет на этот сегмент рынка», — поддержал его президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

Иван Буранов, Коммерсантъ