Запросы растут

Volkswagen и Hyundai начали продажи автомобилей, «разработанных специально для России». В сравнении с появившимся 10 лет назад Renault Logan вкусы россиян изменились: теперь они требуют большего комфорта и изящества и готовы доплачивать за это.

Впервые идея создать автомобиль специально для России пришла на ум Луи Швейцеру, возглавлявшему Renault в 1990-2005 гг. В конце прошлого десятилетия, когда французская компания задумалась о создании производства в нашей стране, он посетил Россию, предполагая начать со сборки автомобиля С-класса Renault Megane. Но, походив по московским автосалонам, где в то время наибольший объем продаж приходился на машины стоимостью около $6000, он понял: чтобы производство в России было рентабельным, Renault необходимо выпускать качественный, но очень недорогой автомобиль стоимостью 6000-8000 евро, рассказывал Швейцер.

Разработкой Logan на базе заимствованной у Nissan платформы B0 занимался французский офис Renault, а его производство началось на румынской Dacia в 2004 г., через год — и на московском «Автофрамосе». Идея заключалась в том, чтобы создать достаточно комфортную и качественную машину без лишних претензий, объясняет представитель Renault Оксана Назарова. Logan стал машиной компромиссов: он не комплектовался АБС, автоматической коробкой передач и кондиционером, в базовой комплектации имел всего одну подушку безопасности и не оснащается электростеклоподъемниками (правда, в обновленном Logan возможность установить коробку-автомат все-таки появилась). Зато к неоспоримым достоинствам Logan относится его цена: первая версия, появившаяся в России в 2005 г., стоила около $9000, сейчас стоимость этого автомобиля начинается от 327 000 руб.

Очередной виток интереса к разработке машин для России случился в разгар экономического кризиса, но уже на новом уровне. Если взглянуть на Volkswagen Polo седан, разработка которого была анонсирована в октябре 2009 г., видна его схожесть с Logan: это тоже машина без особых излишеств, но с более изящным дизайном и некоторыми приятными особенностями. Например, уже в базовой комплектации Polo седан оснащается 1,6-литровым бензиновым двигателем мощностью 105 л. с., электростеклоподъемниками, электромеханическим усилителем руля, подушками безопасности водителя и переднего пассажира, а в более дорогих комплектациях содержит АБС, магнитолу, кондиционер, функцию подогрева передних сидений. Правда, и стоит Polo седан заметно дороже: от 412 800 до 583 700 руб. (осенью 2009 г., анонсируя появление модели, менеджеры Volkswagen говорили, что минимальная цена должна составлять 440 000 руб., или около 10 000 евро на тот момент).

Изначально компания говорила, что «российский» Volkswagen станет специально разработанным для нашей страны автомобилем, но оказалось, что это лишь модификация весьма популярной в Европе модели.

Правда, для европейцев Polo означает хетчбэк, а вот в России куда более популярны седаны, поэтому было принято решение сделать Polo в таком варианте кузова, объясняет представитель компании: Polo седан — это машина специально для России в том смысле, что производиться она будет только в нашей стране и продаваться только в России и СНГ. Продавать ее в других регионах компания не планирует.

По сравнению с седаном Polo Hyundai Solaris, серийное производство которого стартовало в начале 2011 г. на только что открывшемся заводе Hyundai в Санкт-Петербурге, это еще более навороченный автомобиль и опять же, по заявлению компании, разработанный специально для нашей страны и под наши же вкусы. Как и для российского Polo, для Solaris был выбран кузов седан, как наиболее популярный в России. Корейский конкурент Polo седана по размерам практически с ним совпадает: он лишь на 15 мм короче и на 15 мм ниже. Но при этом Solaris комплектуется двумя моделями двигателей: 1,4- и 1,6-литровым мощностью 107 и 123 л. с., в то время как Polo седан — только 1,6-литровым 105-сильным мотором. Обе модификации Solaris будут агрегироваться как механическими, так и автоматическими коробками передач.

Базовая комплектация Solaris достаточно аскетична: есть гидроусилитель руля и передние электростеклоподъемники, но нет ни ABS, ни даже кондиционера и подушки безопасности переднего пассажира. Правда, все это есть уже во второй по стоимости комплектации Classic (от 424 000 руб., кондиционер — опция). Solaris в самой дорогой комплектации Family оснащается боковыми подушками безопасности, подогревом передних сидений, климат-контролем, CD/MP3-радиосистемой с USB-разъемами, а также такими приятными мелочами, как возможность подключения мобильного телефона к аудиосистеме и управление им на руле. Всего же покупатели могут выбирать из пяти комплектаций Solaris, стоимость которых составляет от 379 000 до 604 000 руб., т. е. по цене автомобиль конкурирует как с машинами бюджетного сегмента, так и с рассчитанными на более взыскательных покупателей автомобилями С-класса. По мнению Владимира Доровских, руководителя направления продаж Hyundai холдинга «Автомир», в сегменте недорогих машин основными конкурентами Solaris являются Polo седан, отчасти Logan и топовые модели АвтоВАЗа, а самая дорогая версия Solaris конкурирует уже с Ford Focus, который вообще-то принадлежит к более высокому классу. По словам директора российского представительства JATO Dynamics Владимира Видулова, по оснащенности по сравнению с конкурентами автомобиль как минимум не хуже. К тому же Hyundai в последние годы тратит очень существенные деньги на дизайн своих новых моделей, стремясь перейти из низшего массового в высший массовый и даже премиальный сегменты, и Solaris следует в этом русле, говорит эксперт.

«Как и Polo седан, Hyundai Solaris не является эксклюзивно разработанной для России моделью: нет смысла тратить сотни миллионов долларов на разработку модели для единственного рынка, такие инвестиции практически невозможно окупить», — отмечает Видулов. По сути, это новое поколение Hyundai Accent — правда, кардинально переработанное и под специально придуманным российским именем. В Китае эта машина была представлена весной 2010 г. под именем Verna.

«Очевидно, что вкус российских потребителей меняется: если 8-10 лет назад, когда Renault задумалась о создании первого автомобиля для российского рынка, удачной оказалась идея предложить крайне недорогой и грубовато выглядящий, но при этом достаточно качественный автомобиль, то теперь внимание россиян смещается в сторону пусть несколько более дорогих, но зато более комфортных и более привлекательных внешне и внутри автомобилей», — считает гендиректор auto-dealer.ru Олег Дацкив. Эта тенденция последних лет, отмечает он: средняя стоимость продаваемых в России автомобилей постоянно растет, Volkswagen с Hyundai просто смотрят вперед, предлагая машину, которая будет интересна покупателям и в следующие несколько лет. Кстати, Renault тоже следует в этом русле: ведь и Logan теперь доступен с новыми опциями, замечает эксперт.

Алексей Непомнящий, Ведомости