К 2015 году более половины автокредитов в России будут выдаваться через кэптивные банки.
За последнее время целый ряд игроков объявили о новых программах с производителями и о снижении ставок по своим собственным автокредитам. Так, совместную программу с «Сузуки» запустил Газпромбанк. ЮниКредит Банк и Райффайзенбанк заявили о новых льготных ставках на покупку Mitsubishi. С 1 апреля снижены ставки в рамках совместной программы Сбербанка и «Дженерал Моторз СНГ» на автомобили Opel. Хоум Кредит Банк запускает программы экспресс-кредитования в автосалонах. Ставки по автокредитам снизили Абсолют Банк, МДМ-Банк, Райффайзенбанк и др.
Уже в конце года мы практически вернулись к докризисной доле автопродаж в кредит. Так, в декабре доля кредитных машин уже составляла 41%. Для сравнения: в 2007 году в долг продавалось около 47% автомобилей, в 2008 году — более 50%, а исторический максимум был зафиксирован в мае 2008 года, когда из 264,3 тыс. машин 148 тыс. (56%) было продано в кредит. «Я могу с уверенностью сказать, что 2010 год стал годом прихода в автокредитование новых игроков и активизации старых. В 2008 году средняя процентная ставка по автокредитам была около15-16% годовых. Сейчас мы достигли этого уровня. Средние процентные ставки на рынке варьируют от 13 до 16%. И это не предел для банков, еще есть запас. По нашим оценкам, в течение года возможна дальнейшая коррекция ставок по автокредитам, но не более чем на 1-2%», — считает начальник отдела разработки продуктов Русфинанс Банка Алексей Бессонов.
Уткнувшись в ценовой предел, банки, как и до кризиса, стали заниматься неценовой конкуренцией — развитием программ лояльности, предоставлением дополнительных услуг и сервисов, либерализацией условий кредитования. Многие классические банки фактически переходят на экспресс-кредитование, сокращая срок принятия решения от 2-5 до 1-2 дней. Сейчас некоторые банки возвращаются к кредитам с нулевым первоначальным взносом, остальные — снижают его до 10-15%. Некоторые банки рассматривают увеличение сроков кредитования с 5 до 7 лет.
Мониторинг автокредитов основных игроков рынка показывает, что сегодня ставки по стандартным рублевым программам составляют 12,5-15% годовых. В рамках совместных программ с автопроизводителями — 10-14% (на отдельные модели — 5-8%). По программе госсубсидирования ставок кредиты, как правило, стоят 7-9% годовых. В кэптивных банках (дочерние банки автопроизводителей) кредитные предложения обычно начинаются от 5-6%, а предельные ставки составляют 11-16%.
Кэптивные банки благодаря более выгодным условиям кредитования уже отвоевали 25%-ную долю российского рынка. В настоящее время в России зарегистрировано шесть дочерних банков ведущих мировых автопроизводителей: БМВ-Банк, Мерседес-Бенц Банк РУС, Тойота-Банк, Банк «ПСА Финанс Рус» (Peugeot и Citroen), Банк оф Токио-Мицубиси ЮЭфДжей и Фольксваген Банк РУС. Принципиальное решение об открытии своего банка в России принято в компании Renault (совместный банк Renault и Nissan). Среди кэптивных банков пока только «Фольксваген» не выдает розничные кредиты, финансируя лишь своих коммерческих партнеров. Реализация розничной программы намечена на 2012 год, и возможное изменение планов выхода в розницу в Фольксваген Банке РУС не комментируют.
Кризисный передел привел к концентрации этого бизнеса у нескольких игроков. В 2010 году Сбербанк занимал около 23% рынка, Русфинанс Банк — 19, ВТБ24 — около 13, Росбанк — 12 и ЮниКредит Банк — более 7%. При этом в 2009 году совместная доля Сбербанка и Русфинанс Банка доходила до 52%. Это не удивительно, поскольку долгое время в госпрограмме субсидирования ставок участвовали только госбанки, а остальные были допущены через год. Кроме того, в кризис совместные программы с автопроизводителями переехали к тем, у кого были деньги, — к госбанкам и крупным иностранным структурам (Сбербанк, ВТБ24, Русфинанс Банк, ЮниКредит Банк, Газпромбанк, Райффайзенбанк), и по сей день они сосредоточены у них.
«По нашим оценкам, в 2010 году доля рынка кредитования новых автомобилей выросла до 32%. Из 611 тыс. новых автомобилей 241 тыс. была продана в кредит. Мы планируем, что доля кредитных машин будет и дальше расти, и к концу 2015 года она может достичь своего предельного максимума — 60%, — считают в Русфинанс Банке. — Что касается доли подержанных автомобилей, то в 2010 году в кредит было продано только 11,4% б/у авто. Эта доля также будет расти, поскольку банки сейчас смотрят на рынок подержанных автомобилей, и к концу 2015 года она может вырасти до 30%».
Самой значимой тенденцией на рынке автокредитов эксперты называют резкое увеличение доли кэптивных банков. По их мнению, к 2015 году на нашем рынке более половины автокредитов будут выдаваться через них. «Все это приведет к тому, что банки, которые сейчас работают на рынке, будут вынуждены заниматься другими направлениями кредитования — в частности, таким перспективным сегментом, как подержанные автомобили», — полагают эксперты.
Ольга Фролова, Известия (Москва)