Под знаком «Ё»

В России насчитывается всего порядка 10-12 тыс. гибридных машин. По оценке руководителя агентства «Автостат» Сергея Целикова, доля гибридов на российском авторынке составляет менее 0,1%. При этом автовладельцы обременены существенным транспортным налогом, так как большинство продаваемых гидридов оборудовано мощными двигателями.

Впрочем, власть уже задумалась о будущем. Сейчас московский Департамент природопользования и охраны окружающей среды готовит законопроект, который бы стимулировал владельцев гибридных авто. По словам главы ведомства Антона Кульбачевского, «среди возможных льгот для владельцев гибридного транспорта рассматриваются снижение транспортного налога, дотация при покупке автомобиля, снижение таможенных платежей, льготное кредитование для приобретения машины». Однако пока не известны даже ориентировочные сроки принятия решений по этому вопросу. Так что владельцы гибридных автомобилей могут утешать себя лишь тем, что они экономят порядка 20-30% топлива и меньше загрязняют окружающую среду. О переплате же за ремонт и техническое обслуживание они стараются не думать.

Но все же главным сдерживающим фактором при покупке гибридов является цена. Если американец или европеец переплачивают за гибридный автомобиль по сравнению с обычным всего $2-3 тыс., то в России разница может составлять до 30-50% от стоимости. Поэтому экономия на топливе уже не выглядит такой весомой. Так что в ближайшие годы гибридные авто останутся игрушками для обеспеченных людей, если, конечно, «Е-мобили» не подоспеют.

Сейчас в России продается 10 моделей гибридов, причем все они — в премиум-сегменте. Это Lexus (RX 450h, GS 450h и LS 600h L), BMW (Active Hybrid 7 и X6), Mercedes (S400 и ML 450), Toyota Prius, Porsche Hybrid RS и Cadillac Escalade Hybrid. По данным компании «Автостат», самым популярным гибридом в России в 2010 году стал Lexus RX 450h. Продано 1460 автомобилей, что на 82% больше, чем в 2009 году. На втором месте — Toyota Prius (360 автомобилей, рост продаж — 1123%).

Петер Кроншнабель, президент BMW Group Russia:

- Целесообразность развития гибридных систем и электродвигателей в автомобилестроении сложно переоценить. Увеличение доли альтернативных источников энергии станет одной из главных тенденций развития мирового авторынка в следующем десятилетии. В России, как показал опрос компании Nielsen, проведенный в 2010 году, порядка 85% автомобилистов допускают возможность покупки гибридного автомобиля.

Кацуаки Ватанабе, вице-президент Toyota Motors:

- В 2010 году мы повысили объем ежегодных продаж гибридных автомобилей до 700 тыс. единиц, в том числе и благодаря новым моделям с заряжаемыми от сети аккумуляторами. Мы достигли устойчивого прогресса в разработке коммерческой версии этого транспортного средства. Мы планируем не только нарастить объем продаж гибридных автомобилей к началу 2010-х, но и включить хотя бы по одной гибридной модели в каждый модельный ряд к 2020 году.

Елена Смирнова, глава Audi Russia:

- Сейчас во многих моделях применяются системы Start-stop и системы рекуперации, что в определенном смысле позволяет называть их гибридными. Эти технологии разработаны на базе модульной системы повышения эффективности, позволившей Audi добиться существенного снижения расхода топлива и выбросов углекислого газа в атмосферу. Осенью мы представим в России Audi Q5 hybrid quattro — первый среднеразмерный автомобиль премиум-класса с суперэкономичным параллельным гибридным приводом».

Александр Пигарев, Профиль