Авторынок после цунами

Представители японских автоконцернов в России советуют потенциальным покупателям запастись терпением — срок поставки машин в нужной комплектации может существенно увеличиться. На рынке уже появились слухи о возможном росте цен на автомобили и запчасти.

Японские машины составляют примерно треть от общего объема импорта автомобилей в Россию. По данным Минэкономики, в прошлом году из Японии в нашу страну было ввезено 181 тыс. новых легковушек, в то время как всего в Россию поступило 662 тыс. машин. Но из-за обрушившейся на острова катастрофы все автозаводы на территории Японии были вынуждены на несколько дней прекратить работу. Сейчас, несмотря на то, что практически все автозаводы возобновили производство, работают они пока не на полную мощность и машины собираются с учетом нехватки компонентов. Дефицит комплектующих, по сообщениям информагентств, привел к временной остановке некоторых сборочных производств и за пределами Японии. А счет автомобилей, которые в результате не были выпущены, по оценкам экспертов, идет на сотни тысяч.

Т. о., тем, кто сейчас решил приобрести японский автомобиль, придется ждать его доставку дольше, чем обычно, либо покупать машину в имеющейся у дилеров комплектации. Правда, в российских представительствах японских автоконцернов существенного увеличения сроков поставок в ближайшее время не прогнозируют. Так, в компании «Тойота Мотор» сообщили: «В настоящий момент мы справляемся с ситуацией за счет автомобилей, имеющихся на складах, а также за счет текущих поставок. В зависимости от расположения дилерского центра на территории России срок поставки автомобилей из Японии составляет до 50-60 дней. Мы предполагаем, что в дальнейшем срок поставки автомобилей может увеличиться».

В компании полагают, что ожидание автомобилей может в среднем вырасти до 10 недель. Дольше всего придется ждать самые популярные модели в наиболее востребованных комплектациях. Например, сейчас срок поставки внедорожника Toyota Highlander в зависимости от комплектации составляет до 2,5 месяца, а модели Hilux с дизельным двигателем объемом 2,5 литра, собираемой в Таиланде, — до 6,5 месяца.

В «Субару Мотор» сроки поставок автомобилей оценить затруднились, но, по словам представителя компании Светланы Лисицыной, задержки в доставке будут независимо от месторасположения производства. В Россию все модели Subaru, кроме Tribeca (производство США), поставляются из Японии.

Как рассказал представитель компании-дистрибьютора автомобилей Mitsubishi в России «Рольф Импорт» Кирилл Устинов, ни один из заводов компании от катастрофы не пострадал. То же самое касается и складов готовой продукции, расположенных в непосредственной близости от производственных объектов. «Поэтому автомобили и производятся, и отгружаются в Россию без сбоев, согласно графику. Также в штатном режиме работает и наш калужский завод, где выпускается Mitsubishi Outlander XL. Более того, по нашей просьбе производитель перепрофилировал завод в японском Нагоя исключительно на выпуск нового кроссовера Mitsubishi ASX, который до недавнего времени был самой дефицитной моделью, за ним выстраивались многомесячные очереди. Сейчас эта проблема решена, и среднее время доставки этой модели составляет 1,5-2 месяца», — сообщил Кирилл Устинов.

Не самым приятным сюрпризом для потенциальных покупателей может стать повышение цен на автомобили. Возможность такого развития событий прогнозирует старший аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков: «В условиях, когда автозаводы недополучают запчасти, им, возможно, придется заменять некоторые японские комплектующие альтернативными запчастями, которые, скорее всего, будут приобретаться по более высокой цене. Не исключено, что и сами японские производители инициируют повышение цен на автомобили, с тем чтобы включить в себестоимость авто возможный рост расходов на финансирование рабочего капитала, который наверняка возникнет из-за простоя производства. Но я не думаю, что рост будет большим — скорее всего, в пределах 4-5%».

В самих компаниях утверждают, что в части ценообразования опираются прежде всего на конкурентную ситуацию на рынке и причин для пересмотра цен пока не видят. Впрочем, даже если цены на автомобили поменяются, этого, по словам дилеров, не произойдет с уже заказанными моделями — во время оформления заказа стоимость фиксируется и не может быть скорректирована после доставки.

По данным PwC, за первые два месяца этого года россияне купили на 76% больше легковых автомобилей, чем за аналогичный период 2010 года. При этом доля кредитных автомобилей в общих продажах постепенно приближается к докризисным отметкам, когда примерно каждый второй автомобиль приобретался за счет заемных средств.

Владимир Меркулов, Коммерсантъ Деньги