Более 300 сотрудников ОАО АвтоВАЗ начали итальянскую забастовку. Это форма пассивного протеста, суть которого заключается в том, чтобы пунктуально выполнять сложные правила техники безопасности. Такой формальный подход снижает производительность труда на 20-30%.
Рабочие недовольны тем, что им 2 месяца не выплачивают премии, а работодатель после переговоров согласился выплатить лишь 9% от их размера. Лидер независимого профсоюза АвтоВАЗа Петр Золотарев не исключает, что участников забастовки могут ждать «давление и репрессии».
Предыдущую итальянскую забастовку рабочие АвтоВАЗа проводили 4 года тому назад, требуя повышения зарплаты. На заводе действует два профсоюза — официальный, готовый к компромиссам с руководством, а также «Единство», не раз конфликтовавшее с руководством завода. Именно «Единство» организовывало митинги против сокращений рабочих и за рост зарплат, а также предлагало назначить президентом завода премьер-министра РФ Владимира Путина. Последний конфликт «Единства» с менеджментом завода произошел в марте. Профсоюз подал в суд на администрацию завода, требуя оспорить коллективный договор, который АвтоВАЗ заключил с работниками в 2010 году. Господин Золотарев заявил, что членов «Единства» даже не привлекли к обсуждению договора.
В этот раз недовольство «Единства» вызвала так называемая бригадная система оплаты труда. «Когда у завода 2 года назад резко упали объемы производства, уволили опытных пенсионеров, часть сотрудников сократили. Сейчас объемы восстановились, но в цеху работает много людей с временными трудовыми договорами и соответствующим отношением к работе. Когда они делают брак, депремируют всех», — пояснил г-н Золотарев. Как рассказала один из рабочих, инициаторы забастовки встретились с представителями администрации завода. Однако на встрече рабочим предложили выплатить по 9% от премиальных, и эта идея понимания не нашла. О том, сколько продлится забастовка, ее участники не говорят.
В пресс-центре ОАО АвтоВАЗ официально не подтвердили факт забастовки, признав лишь, что конфликтная ситуация с рабочими есть. «Завод функционирует в штатном режиме, все линии конвейера работают стабильно. После того как работники одного из подразделений получили расчетные листы, у них появились вопросы по размеру премии по качеству», — заявили в пресс-центре. По словам главы официального профсоюза АвтоВАЗа Николая Карагина, на заводе создана специальная рабочая группа, и «если она решит, что снижение премии было необоснованным, деньги будут выплачены».
Катерина Бритцова, Труд