Ближнее зарубежье |
В этом году «серый» импорт новых и бывших в употреблении автомобилей лишил государственный бюджет Украины, как минимум, 3 млрд. грн. До конца года, если не удастся изменить ситуацию, эта цифра может вырасти до 4 млрд. грн. Об этом в ходе «круглого стола» заявил заместитель председателя правления корпорации «УкрАвто» по продаже автомобилей и развитию дилерской сети Вячеслав Поврозник.
При этом директор информационно-аналитической группы «Автоконсалтинг» Олег Омельницкий подчеркнул, что за 9 месяцев текущего года в Украине было продано 366 тыс. автомобилей. При этом посредством «серого» импорта реализовано 6% от указанного количества. До конца текущего года общее число переданных покупателям машин составит порядка 510 тыс. При этом, если в 2006 году посредством «серого» импорта в Украину было ввезено 17 тыс. 357 автомобилей, то за 9 месяцев 2007 года число импортированных «серых» автомобилей составило 25 тыс. 800 машин.
От «серого» импорта, по словам О.Омельницкого, больше всего пострадали бренды дорогих иномарок премиум-класса в ценовой категории от $40 тыс. Так, из проданных в 2007 году 2 тыс. 645 дорогих моделей авто «Mercedes-Benz» 51% были импортированы по «серой» схеме, из 17 тыс. 254 реализованных «Toyota» — 46%, из 7 тыс. 217 моделей «Mazda» — 35%, из 3 тыс. 641 «Subaru » — 40%, из 378 «Porsche» — 40%, из 595 авто модели «Land Rover» — 25%, из 1 тыс. 744 BMW — 31%. При этом он подчеркнул, что «серых» импортеров не интересуют бюджетные автомобили в ценовой категории до $15.
В свою очередь, президент клуба автомобильных журналистов Максим Моргунский добавил, что проблемы «серого» импорта — это не только экономические потери государства, но и тот факт, что ввезенные таким путем так званные «недоукомплектованные» машины, то есть «умышленно разукомплектованные» автомобили не проходят соответствующей сертификации и, таким образом, представляют опасность в эксплуатации, то есть становятся потенциально опасными на украинских дорогах.
Причинами роста «серого» импорта, по мнению В.Поврозника, являются нарушения таможенного законодательства и персональная заинтересованность таможенников в осуществлении подобных схем, нарушение процедуры сертификации, низкая цена на «серые» авто. Отрицательным фактором является то, что в ходе покупки покупатель не информируется о нарушениях правил растаможки и сертификации авто.
Участники «круглого стола» — операторы автомобильного рынка Украины — официальные импортеры автобрендов «Mercedes-Benz», «Chrysler», «JEEP», «Dodge», «Toyotа», «Lexus», руководство Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров и др. — обратились с открытым письмом к Кабинету Министров Украины, Верховной Раде, Секретариату Президента, Государственной налоговой администрации, Государственной таможенной службе с просьбой содействовать в решении вопросов ужесточения требований процедуры сертификации и правильной оценки фактической стоимости автомобиля согласно индикативным ценам.
По мнению генерального директора «Тойота Украина» Романа Кузьмина, оценить соответствие стоимости автомобиля, изложенной в декларации — реальной стоимости — может только официальный импортер. Так как именно в его распоряжении находится информация о реальных ценах производителей автомобилей. Поэтому импортеры, обращаясь к органам центральной власти, просят посодействовать в выявлении коррупционных схем и их предотвращении в дальнейшем.
Напомним, «серые» автомобили в Украине продаются, в зависимости от марки, на 15-35% дешевле легальных авто. По оценке экспертов, доля «серого» импорта по некоторым маркам достигает в Украине 100%.
ЛIГАБiзнесIнформ Информационное агентство